Из-за введения санкций в отношении российского бизнеса многие заказчики по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) столкнулись с невозможностью закупить товары, работы и услуги. Их контрагенты не выполнили свои договорные обязательства, в связи с чем оказались под угрозой включения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Учитывая это, в перечень оснований для включения участников закупок по Закону № 223-ФЗ в РНП были внесены изменения. Рассмотрим в нашем материале новейшие изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397 «О независимых гарантиях, <…>» (далее — Постановление № 1397), и проанализируем его значение.
Первоначально законодатель отреагировал на ситуацию обновлением перечня оснований для включения участников закупок по Закону № 223-ФЗ в РНП, для чего изменил ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ. Если раньше в РНП включали сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках, с которыми договоры были расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением, то с 01.07.2022 основания для включения в РНП расширили и скорректировали. Теперь они таковы:
-
уклонение от заключения договора с заказчиком (например, если участник не подписал договор или не предоставил обеспечение его исполнения);
-
расторжение договора по решению суда (исключили указание на то, что такое расторжение должно произойти в связи с существенным нарушением договора);
-
расторжение договора заказчиком, в отношении которого ввели санкции или меры ограничительного характера, из-за существенных нарушений поставщиком (изменения внесены федеральными законами от 16.04.2022 № 104-ФЗ, от 28.06.2022 № 231-ФЗ).
В дальнейшем обусловленные санкциями нововведения включили в правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках в ФАС России, а также в правила ведения РНП (утверждены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211). Речь идет об изменениях, внесенных Постановлением № 1397. Часть из них направлена на защиту не только заказчиков, но и поставщиков, что представляется вполне справедливым.
Во-первых, по тексту и тех, и других правил скорректировали формулировки, касающиеся оснований включения сведений в РНП. Теперь они соответствуют положениям ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ.
Во-вторых, с 10.08.2022 сведения о поставщике не включат в РНП, если надлежащее исполнение им договора оказалось невозможным из-за обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций, мер ограничительного характера иностранными государствами. Однако к таким обстоятельствам не относится отказ поставщика от исполнения договора по причине введения санкций и мер против заказчика.
Если заказчик, в отношении которого введены санкции или меры ограничительного характера, расторгнет договор из-за существенных нарушений со стороны поставщика, не позднее 10 рабочих дней со дня его расторжения он должен направить сведения для включения в РНП.
Как видим, с помощью Постановления № 1397 законодатель предпринял попытку сбалансировать интересы заказчиков и поставщиков: с одной стороны, защитив заказчиков от необоснованного отказа поставщика от исполнения договора, а с другой стороны, предоставив поставщику возможность избежать включения сведений о нем в РНП.
Однако поставщики все еще остались в затруднительном положении, поскольку для многих из них работа с заказчиками под санкциями формально запрещена, а доказать невозможность исполнения договора из-за обстоятельств непреодолимой силы, как правило, сложно.