АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 27.07.2022 № Ф08-7079/2022 по делу № А32-28160/2021 разъяснил, с какого момента следует отсчитывать срок исковой давности для обращения в суд за возвратом НДФЛ, удержанного с невостребованных дивидендов.
Суть дела
В 2015 г. общим собранием акционеров компании было принято решение о выплате дивидендов за 2014 г. Удержанный с дивидендов НДФЛ компания перечислила в бюджет. По двум акционерам в реестре не было сведений о реквизитах их счетов, и дивиденды им были направлены по почте 1 июля 2015 г. 13 и 14 августа 2015 г. почтовые переводы были возвращены как невостребованные.
Поскольку в течение трех лет акционеры за дивидендами так и не обратились, компания в 2018 г. восстановила их в составе нераспределенной прибыли. С заявлением о возврате излишне уплаченного с невостребованных дивидендов НДФЛ компания обратилась в инспекцию 3 декабря 2020 г. Налоговики в возврате отказали, сославшись на пропуск трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.
9 июня 2021 г. компания обратилась в суд с требованием обязать инспекцию вернуть излишне уплаченный НДФЛ.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали компанию. При этом они руководствовались следующим.
В Определении Конституционного суда РФ от 21.06.2001 № 173-О указано, что содержащаяся в ст. 78 НК РФ норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Исходя из постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.
В частности, нужно установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Налоговики в суде настаивали на том, что срок исковой давности для обращения с заявлением в суд следует исчислять со следующего дня после того, как денежные средства (дивиденды) были возвращены компании как невостребованные.
Но суды с этим не согласились. Они установили, что невыплаченные дивиденды утратили статус доходов физических лиц в связи с истечением срока для обращения акционеров за их получением 11 июня 2018 г. Следовательно, компания могла узнать о наличии оснований для квалификации сумм НДФЛ с этих дивидендов как излишне уплаченных не ранее указанной даты. Поэтому именно с 11 июня 2018 г. должен отсчитываться трехлетний срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 196 ГК РФ. По состоянию на дату обращения в суд (9 июня 2021 г.) этот срок не истек.
В результате суды обязали инспекцию возвратить компании излишне уплаченный НДФЛ.