Активная работа правительства, нацеленная против санкций, привела к тому, что просадка российского ВВП в нынешнем году составит порядка 3 процентов. Сейчас настало время сформировать новую экономическую политику, направленную на устойчивый инклюзивный рост. Его драйвером станет увеличение инвестиций и потребительского спроса, будем надеяться, за счет повышения доходов россиян.
Снижение отечественного ВВП в январе — июле текущего года, по оценке Минэкономразвития, было весьма скромным (по сравнению с весенними прогнозами официальных и независимых аналитиков) и составило лишь 1,1%.
«В июле экономическая активность поддерживалась сохранением роста в добывающей промышленности и динамики в сельском хозяйстве, а также значительным улучшением показателей строительства, — говорится в обзоре МЭР „О текущей ситуации в экономике“. — Как и месяцем ранее, отмечалась положительная динамика в добыче полезных ископаемых: +0,9% год к году после +1,4% в июне, что обусловлено прежде всего позитивными тенденциями в добыче сырой нефти, включая газовый конденсат. В сельском хозяйстве рост выпуска составил +0,8% год к году. Также поддержку экономике оказало увеличение объемов работ в строительстве (+6,6% год к году после +0,1% в июне)».
В обрабатывающем секторе в середине лета наблюдалось замедление спада (–1,1% год к году после –4,7% в июне) в основном в результате улучшения динамики экспортоориентированных отраслей. Металлургия и нефтепереработка сумели ценой больших усилий и с помощью господдержки выйти в зону роста. Существенно сократился спад выпуска в химической отрасли (до –1,8% год к году на «макушке» лета после –3,7% в июне).
Вместе с тем на транспорте и в оптовой торговле сохраняется понижательный тренд. В июле продолжилось снижение грузооборота транспорта (–5,2% год к году после –5,9% месяцем ранее). Сокращение оптового товарооборота ускорилось до 25,4% год к году после уменьшения на 18,3% в июне.
Важная позитивная деталь: по данным Росстата, в июле наметилась тенденция к оживлению потребительского спроса, которая ранее фиксировалась и по оперативным сведениям. Суммарный оборот розничной торговли, платных услуг населению и общественного питания, по расчетам МЭР, замедлил темп снижения до –6,3% год к году после –6,9% в начале лета за счет улучшения динамики оборотов розничной торговли и общественного питания.
«В целом картина лучше, чем нам представлялось ранее, — комментирует ситуацию вице-премьер Андрей Белоусов. — В этом году общие экономические итоги, если их мерить динамикой ВВП, то спад будет меньше 3%, где-то два с небольшим процента, в следующем году есть все шансы ограничить спад 1% или получить –0,8%, –0,6%».
На этом слегка радужном фоне правительство задумалось о новых приоритетах экономической политики.
«С учетом тех рисков и внешнего давления, с которыми мы столкнулись, необходимо сегодня сформировать общее видение дальнейшего социального и экономического развития России — как в краткосрочной перспективе, что должно быть отражено в проекте федерального бюджета на следующий год, так и на более длительный период, когда будут реализовываться государственные программы и национальные проекты», — отметил глава правительства Михаил Мишустин на Сводной стратегической сессии по основным направлениям экономической политики в условиях внешнего санкционного давления.
В этих целях Минэкономразвития вместе с профильными ведомствами разработало сценарии развития экономики России до 2030 г. Основным сценарием является вариант ускоренной адаптации экономики к новым условиям.
«Сегодня мы продвигаемся именно по этому сценарию, реализовав План первоочередных действий», — подчеркнул министр экономического развития Максим Решетников.
Устойчивый, инклюзивный рост будет обеспечен прежде всего за счет внутреннего спроса — инвестиционного и потребительского. Для достижения необходимых темпов необходимо решение ключевых задач и реализация приоритетных направлений деятельности, выработанных на отраслевых стратегических сессиях.
Во-первых, предстоит активное развитие транспортно-логистической инфраструктуры с учетом новых реалий российского экспорта и импорта. Для этого сформирован транспортно-экономический баланс до 2030 г., а прогноз изменений объемов и направлений экспорта и импорта увязан с прогнозом грузопотоков.
Данный приоритет предусматривает развитие транспортно-логистических коридоров: Азово-Черноморского, Восточного, «Север — Юг». Минтранс совместно с ФТС по каждому из них определил «узкие» места и примерную стоимость инвестиций до 2030 г.
Во-вторых, в ближайшее время для наращивания инвестиций Минфину совместно с Минэкономразвития и отраслевыми ведомствами необходимо проработать дополнительные меры по стимулированию инвестиций, включая развитие промышленных кластеров.
«Одновременно планируется запуск масштабных „вытягивающих“ мегапроектов», — заметил г-н Белоусов. Эти проекты создадут каркас всей политики локализации линеек оборудования».
Для дальнейшего наращивания капиталовложений также целесообразно провести перезапуск двух ключевых регуляторных инструментов — соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а также регионального инвестиционного стандарта.
В-третьих, очень важно добиться повышения потребительского спроса, который является главным локомотивом роста нормально работающей экономики.
«Одна из наших основных национальных целей — мы все время об этом говорим — это улучшение материального положения наших граждан, увеличение их доходов, особенно для тех граждан, которые живут, мягко говоря, скромно», — подчеркнул Президент РФ Владимир Путин.
Увеличение доходов населения служит основой роста потребительского спроса и выхода не только на устойчивый, но и на инклюзивный рост.