Экономический ландшафт в государствах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) последние полгода выглядит, мягко говоря, неоднозначно. Экономики России и Беларуси под шквалом санкций немного снизились. Армения, Кыргызстан и Казахстан, наоборот, демонстрируют устойчивый высокий рост. Хорошие перспективы для бизнеса в этих странах открывают совместные кооперационные проекты и развитие новых транспортных коридоров.
Темпы сокращения белорусской экономики в середине лета, по данным Евразийского банка развития (ЕАБР), замедлились, и по итогам 1-го полугодия спад ВВП составил 4,2%. Улучшение динамики выпуска в июне объясняется уменьшением «просадки» в обрабатывающей промышленности, оптовой торговле, строительстве и сельском хозяйстве.
«Вполне вероятно, что белорусская экономика начинает постепенно адаптироваться к условиям санкций, — считает главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров. — Вместе с тем продолжают расти складские запасы, а внутренний спрос остается слабым».
Снижение инвестиций в январе — июне отмечено практически во всех отраслях. Ослабление инвестиционной активности связано с последствиями санкций, нарушением цепочек поставок, возросшей неопределенностью вложений и ограниченным предложением банковских кредитов для частного сектора.
Российский ВВП по результатам 1-го полугодия сократился на 0,5% к аналогичному периоду 2021 г. Поддержку экономической динамике продолжал оказывать рост добычи нефти (+2,7% год к году) и полезных ископаемых строительного назначения.
Профицит текущего счета платежного баланса России во II квартале текущего года обновил исторический максимум и составил, по оценке Банка России, 70,1 млрд долл. В сравнении со II кварталом 2021 г. профицит вырос на 52,8 млрд долл. благодаря расширению положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами на 46 млрд долл.
Передовики ЕАЭС
Экономическая активность в Армении увеличилась на 11,8% по результатам 1-го полугодия. Рост ускорился до 18,5% в июне, чему преимущественно способствовали динамика промышленности и расширение сектора услуг (рост на 19 и 35,5% соответственно). Положительный вклад внесли также строительство и торговля.
Сильные показатели обозначенных секторов экономики объясняются сохранением высокого уровня спроса внутри страны в условиях пика туристического сезона и устойчивого спроса со стороны нерезидентов.
Промышленность продолжает получать поддержку со стороны обрабатывающих отраслей, а объемы строительства стимулируются устойчивым ростом ипотечного кредитования.
Среди негативных трендов — снижение выпуска сельского хозяйства на 5,5% год к году по итогам января — июня.
С учетом значительно более сильной, чем ожидалось, динамики экономической активности во II квартале и при сохранении обозначенных выше факторов роста в июле — сентябре рост ВВП в Армении в текущем году, по мнению аналитиков ЕАБР, окажется выше их предыдущих прогнозов.
Рост ВВП Кыргызской Республики в 1-м полугодии ускорился до 6,3% в сравнении с январем — июнем 2021 г. Поддержку экономике продолжил оказывать золотодобывающий сектор, где объемы производства выросли на 35,1%. Ускорению динамики ВВП также способствовало восстановление активности в сельском хозяйстве, строительстве, ресторанном и гостиничном бизнесе, где годом ранее было зафиксировано сокращение выпуска.
Инвестиционная активность оставалась сдержанной. Экспорт еще не восстановился из-за сокращения поставок золота за рубеж.
Во второй половине 2022 г. аналитики банка ожидают замедления темпов роста ВВП Кыргызстана вследствие выхода из расчета низкой базы предыдущего года и ухудшения глобального экономического роста.
Экономика Казахстана по итогам 1-го полугодия 2022 г. продемонстрировала рост на 3,4%. Устойчивые положительные показатели стали результатом успехов в сфере строительства, транспорта и связи. Увеличение объемов экспорта также внесло положительный вклад в динамику ВВП.
Вместе с тем приостановка с 1 июня на 45 дней добычи нефти на месторождении Кашаган, в связи с запланированным ремонтом, сдерживала динамику экономики страны.
Оборот внутренней торговли замедлил рост вследствие сокращения потребительского спроса. Тенденция его ослабления, по оценке экспертов ЕАБР, сохранится и в дальнейшем по причине повышенной инфляции. К тому же «пробуксовка» мировой экономики может привести к ослаблению динамики экспорта. Однако меры налогово-бюджетной политики будут поддерживать экономическую активность в республике.
Промкооперация в помощь
Новые возможности для развития бизнеса в странах ЕАЭС открываются благодаря стимулированию совместных кооперационных проектов, которые обсуждались на заседании Евразийского межправительственного совета в Чолпон-Ате.
«Промышленная кооперация служит ключевым драйвером углубления нашего интеграционного взаимодействия, — уверен заместитель главы Минэкономразвития Дмитрий Вольвач. — В Союзе создана карта индустриализации, содержащая более 180 проектов суммарной стоимостью свыше 300 млрд в долларовом эквиваленте, а также карта развития агроиндустрии, включающая более 170 проектов общей стоимостью 16 млрд в долларовом эквиваленте».
Приоритеты индустриальной кооперации, по словам министра по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Артака Камаляна, находятся в стратегически важных отраслях, по которым наблюдается высокая импортозависимость, к примеру в авиастроении, микроэлектронике, фармацевтике.
До конца нынешнего года ЕЭК представит перечень новых источников и механизмов финансирования промкооперации, в частности субсидии из бюджетов стран ЕАЭС, отчисления из таможенных поступлений, создание специального отраслевого фонда, использование ресурсов евразийских институтов развития, применение механизмов смешанного финансирования.
Продвижению бизнеса на просторах Евразии также будут способствовать приоритетные инфраструктурные транспортные проекты Союза, перечень которых был одобрен на встрече в Кыргызстане. Принятый документ, по оценке министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева, послужит базой для реализации масштабных транспортных проектов с большим интеграционным потенциалом.
В перечень вошли проекты от всех стран ЕАЭС. Так, Армения разработала программу дорожного коридора «Север — Юг» (4-ю очередь), Беларусь предложила реконструкцию автомобильной дороги М-1/Е-30 Брест (Козловичи) — Минск — граница Российской Федерации (Редьки).
Казахстан выдвинул в список проектов реконструкцию казахстанских участков автомобильной дороги М-32, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа — Западный Китай». От Кыргызстана сюда включили электрификацию железнодорожного участка «Луговая — Балыкчи».
Строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа — Западный Китай», стали предложением от Российской Федерации.
В заключение важная деталь: в целом ВВП стран Евразийского экономического союза по итогам первой половины 2022 г. сохранился на уровне января — июня предыдущего года.