Чем не угодили международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)?

| статьи | печать

В последнее время появились заявления о необходимости отказаться от законодательных норм, согласно которым федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) должны разрабатываться на основе международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО), и о том, что разработчик обязан обеспечить соответствие проекта ФСБУ МСФО, на основе которого разработан проект федерального стандарта (п. 4 ст. 20, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако не все с этой позицией соглашаются. В статье рассмотрим и проанализируем и другую точку зрения.

Инициатива об отказе от МСФО со ссылкой на предложения «снизу» исходит от депутатов Государственной Думы. Они считают, что в условиях санкций нормы не должны зависеть от международных стандартов1.

Дополняется этот вывод аргументом, о том, что Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) устарел в силу длительности его действия. «Необходимость вносить изменения в концепцию бухучета, на которой основан закон, которой уже 20 лет, назрела. До сих пор регулирует бухгалтерский учет норма, предусмотренная на базе  международных стандартов финансовой отчетности еще в 2004 г.»2, имеется в виду Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренная приказом министра финансов России от 01.07.2004 № 180. В ней, в частности, указано, что индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО.

МСФО также «обвиняют» в неоправданном усложнении учета для бизнеса из-за разработанных на их основе ФСБУ. Но это, по сути, другой вопрос (в статье он не рассматривается) — о расширении действующего перечня сложных положений ФСБУ, которые может не применять малый бизнес, и о распространении такой возможности на субъекты среднего предпринимательства.

Предыстория

Отметим, что внедрение в российский бухгалтерский учет МСФО началось задолго до 2004 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 № 3708-1 была утверждена Государственная программа перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. И уже первым российским Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ), принятым в соответствии с указанной программой, в российский бухгалтерский учет были введены такие основополагающие положения МСФО, как (п. 2.2—2.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказом Минфина России от 28.07.94 № 100):

  • допущения имущественной обособленности и непрерывности деятельности предприятия, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

  • требования осмотрительности, приоритета содержания перед формой, рациональности.

Да и само понятие учетной политики, как указывают ученые, появилось в российском бухгалтерском учете только в начале 1990-х гг.3

А еще раньше Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 20.03.92 № 10 (в ред. от 04.06.93), были введены нормы:

  • об отражении в годовом балансе:

— ценных бумаг, котировка которых регулярно публикуется, по рыночной стоимости (п. 38);

— запасов — по цене возможной реализации, когда она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения) (п. 53);

  • о возможности создавать резервы сомнительных долгов по расчетам за продукцию, товары, работы и услуги (п. 59).

Все это — и оценка финансовых вложений по рыночной стоимости и запасов по цене возможной реализации, и создание оценочных резервов под обесценение дебиторской задолженности (а позже — запасов и финансовых вложений) — относится к понятиям и инструментам, связанным с МСФО. Отметим, что этим перечислением понятия и инструменты, основанные на МСФО, в ПБУ 1994—1998 гг. не ограничиваются.

Дальнейшее расширение норм МСФО в ПБУ произошло во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283. И поэтому в Законе № 402-ФЗ к разработанным в соответствии с ним ФСБУ приравнены ПБУ, разработанные после 1 октября 1998 г.

Также в ежегодных рекомендациях аудиторам по проверке годовой бухгалтерской отчетности организаций и других информационных документах Минфин России предлагал решать целый ряд вопросов исходя из еще не включенных в ПБУ положений МСФО: например, об учете существенных по стоимости ремонтов основных средств; запасов, предназначенных для осуществления капитальных вложений; затрат на НИОКР и ТР; об оценке расходов и доходов, по договорам, предусматривающим премии и рассрочку/отсрочку оплаты, и т.д.

Таким образом, не совсем верно считать, что до вступления в силу Закона № 402-ФЗ российский бухгалтерский учет регулировался исключительно простыми и родными российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) и только на основе этого закона к ним добавились еще и ФСБУ, основанные на сложных МСФО.

Сегодня почти весь российский бухгалтерский учет регулируется МСФО (есть некоторые ПБУ, в которые не до конца включены основы МСФО), есть более десятка ПБУ, практически полностью соответствующих МСФО (например, 1/2008 «Учетная политика организации», 3/2006 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте», 7/98 «События после отчетной даты», 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», 13/2000 «Учет государственной помощи», 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности», 21/2008 «Изменения оценочных значений», 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», 23/2010 «Отчет о движении денежных средств» и др.). Есть ФСБУ, намного больше, а иногда и максимально приближенные к МСФО.

Последствия ухода от МСФО

С учетом изложенного требование об отмене МСФО из-за временной, по мнению автора, «санкционной» ситуации как основы разработки российских стандартов бухгалтерского учета равносильно требованию об отмене подавляющей части норм российского бухгалтерского учета.

Кроме того, отмена МСФО:

  • одним «росчерком пера» обесценит огромное количество усилий и средств, затраченных государством, организациями и тысячами бухгалтеров за 30 лет развития российского бухгалтерского учета на МСФО: разработку и принятие нормативной базы, включающей несколько постановлений Правительства РФ (от 25.02.2011 № 107, от 27.01.2012 № 35, от 20.03.2021 № 433, от 21.06.2022 № 1111), подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, разработку и настройку программных продуктов и т.д.;

  • снизит достоверность имеющихся у органов государственного управления данных об экономическом положении системообразующих для российской экономики и иных общественно значимых организаций;

  • серьезно затруднит развитие в условиях санкций сотрудничества с дружественными странами и компаниями, большинство из которых применяют МСФО или основанные на них национальные стандарты бухгалтерского учета. Как отметил на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме 2022 г. В.В. Путин, «Россия никогда не пойдет по пути самоизоляции и автаркии. Мы расширяем и будем расширять взаимодействие со всеми, кто в этом заинтересован, кто хочет с нами работать. Россия будет наращивать с такими государствами экономическое сотрудничество, а также взаимодействовать и с западными компаниями, которые продолжают успешно работать на нашем рынке»4;

  • сделает намного более трудозатратным и дорогостоящим неизбежный послесанкционный возврат российских компаний к обычной жизни, к «business as usual» на основе международного разделения труда и использования возможностей мировых финансовых рынков. В своем выступлении В.В. Путин выразил уверенность в том, что «пройдет время, многие наши партнеры из европейских стран как минимум вернутся на российский рынок. Жизнь заставит это просто сделать. А мы им не будем мешать, мы открыты для всего мира»5.

Позиция государственных органов, ЦБ РФ и бизнеса

Как уже было указано, последнее постановление Правительства РФ об уточнении порядка применения МСФО на территории России датировано 21 июня 2022 г. 30 мая на официальном сайте Минфина России была опубликована очередная информация № ОП 14-2020 «Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации». 28 июня 2022 г. Минюст зарегистрировал приказ Минфина России об утверждении ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», разработанный на основе МСФО.

В то же время в письмах Минфина указано, что отдельными лицами высказывается мнение о нецелесообразности продолжения применения МСФО в качестве стандартов составления консолидированной финансовой отчетности и в качестве основы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Минфин России попросил прежде всего крупные организации, поскольку речь идет о консолидированной отчетности, высказать мнение по разным аспектам будущего использования МСФО в российском бухгалтерском учете.

Центробанк РФ в опубликованном недавно на своем сайте для общественного обсуждения документе «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях» указал, что он «выступает за максимальную прозрачность и доступность информации, необходимой участникам рынка для принятия решений, справедливого ценообразования финансовых инструментов и эффективной работы финансового рынка в целом при минимизации санкционных рисков. При этом отдельного обсуждения требуют подходы к раскрытию отчетности по МСФО. Информация о бенефициарах, собственниках и контролирующих лицах финансовых организаций, структуре холдингов наиболее подвержена рискам использования для введения санкций, и на обозримом горизонте ее раскрытие не рассматривается. При этом для целей надзора за финансовыми организациями все виды отчетности в полном объеме будут представляться в Банк России»6.

По мнению автора, отступления от требований МСФО планируются только в части публичного раскрытия определенной информации, представленной в отчетности, но не самих правил составления этой отчетности, а тем более не в части отказа от них.

Обратите также внимание, что, отвечая на вопросы банковского сектора, Ассоциация российских банков ЦБ РФ продолжает руководствоваться разработанными на основе МСФО отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для кредитных организаций и нормами МСФО (письмо ЦБ РФ от 05.05.2022 № 012‑17‑1/3938).

Что касается крупного бизнеса, то он высказывает свою позицию, в частности, в ответах на вопросы, поставленные в упомянутых письмах Минфина России. Так, например, часть крупнейших организаций разной отраслевой направленности, участвующих в работе одного из негосударственных регуляторов бухгалтерского учета (Фонд «НРБУ БМЦ»), дали свой коллективный ответ. При этом на актуальность сохранения МСФО в качестве основы разработки ФСБУ (как и составления консолидированной отчетности напрямую по МСФО) указал 21 респондент из 22.

Можно сделать вывод, что та часть бухгалтерского сообщества, которую касается рассматриваемый вопрос больше всего, не поддержала инициативу отказа от МСФО.

Спираль истории

Считается, что история развивается по спирали. Это значит, в частности, что на разных последовательных этапах прогрессивного (то есть направленного вверх, а не горизонтально) в целом развития человечества возникают если не одни и те же, то достаточно сходные проблемы. Коротко и образно говоря: люди новые — вопросы старые, но новые зачастую не знают старого, а потому думают и действуют так, как если бы это случилось впервые. И российский бухгалтерский учет подтверждает это.

Так, в связи с предложением отказаться из-за санкций от МСФО, а заодно и от аналогичных непростых правил ФСБУ (например, разрешить не применять последние всему среднему бизнесу, среди субъектов которого могут оказаться и общественно значимые организации, указанные в ст. 5.1 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») напомним, возможно, неизвестную молодому и среднему поколению бухгалтеров ситуацию. Она связана с переходом с 2001 г. на новый План счетов и описана в письме Минфина России от 15.03.2001 № 16‑00‑13/05. Одной из причин указанного обращения является высказываемая в письмах в адрес Минфина России, в средствах массовой информации позиция (причем от имени бухгалтерского сообщества) о том, что не следует менять ранее установленные правила и методики бухгалтерского учета, в том числе и План счетов бухгалтерского учета. Как обоснование такой позиции приводятся рост накладных расходов, необходимость постоянного повышения квалификации бухгалтерских работников, несоответствие с налоговым законодательством и пр. Но, к сожалению, при этом практически не поднимается вопрос о задачах, которые сегодня должны решаться при организации бухгалтерского учета, о качестве и своевременности формируемой в учете информации (оценка активов, обязательств, финансового результата, чистой прибыли и пр.), о доверии со стороны заинтересованных пользователей к этой информации и возможности ее использования при решении различного рода управленческих задач, задач корпоративного управления.

Указанная позиция нацеливает бухгалтерских работников не на контроль соответствия организации бухгалтерского учета в организации действующим правилам, требованиям рыночной экономики, а на ожидание неизменности правил и пассивность в совершенствовании норм законодательства Российской Федерации (гражданского, налогового и т.п.).

Мнение Минфина России о недостатках той позиции полностью применимо и к предложениям об отказе от МСФО как основы разработки ФСБУ. А казавшиеся непреодолимыми трудности по освоению нового Плана счетов сегодня могут вызвать у бухгалтера только снисходительную улыбку. Так же, есть уверенность, будет и с ФСБУ, ведь непрерывное освоение изменений — неотъемлемая составная часть профессии бухгалтера.


1 Газета «Учет. Налоги, Право», 2022, № 16, с. 1.

2 Краевые депутаты обсудили, как изменить устаревший закон о бухгалтерском учете // Вести Алтай//vesti22. tv/news/kraevye-deputaty-obsudili-kak-izmenit-ustarevshiy-zakon-o-bukhgalterskom-uchyete/.

3 Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Коршунова Т.Н. Исторические аспекты формирования требований к учетной политике и оценке объектов учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18.

4 http://kremlin.ru/events/president/news/68669.

5 http://kremlin.ru/events/president/news/68669.

6 https://cbr.ru/Content/Document/File/139354/financial_ market_20220804.pdf.