Такой вывод делают эксперты Банка России по результатам анализа состояния свободных мощностей по добыче нефти в мире.
В очередном бюллетене «О чем говорят тренды» они сообщают, что с начала августа цены большинства сырьевых товаров росли умеренными темпами, сдерживаемые укреплением доллара США (индекс DXY вырос на 3%) на фоне ускорения нормализации денежно-кредитной политики и растущих опасений возникновения рецессии в мировой экономике. Индекс цен сырьевых товаров Bloomberg прибавил 4%: котировки энергетических и сельскохозяйственных товаров выросли на 7%, промышленных металлов — на 2% при снижении цен драгоценных металлов на 3%.
Цена нефти марки Urals повысилась на 6%, до 81 долл. США за баррель. При этом дисконт цены относительно марки Brent сократился до 24 долл. за баррель. Основываясь на данных Kpler, аналитики регулятора констатируют, что сокращению дисконта способствовало увеличение морских поставок российской нефти в крупнейшие европейские хабы в Нидерландах и Италии, а также в Турцию при устойчиво высоком спросе со стороны Индии и Китая (по данным Bloomberg, их доля — 44% от морского экспорта нефти из России). Вместе с тем авторы бюллетеня отмечают, что уменьшение дисконта снижает привлекательность марки Urals для покупок на азиатском рынке — это, по данным Bloomberg, вызвало небольшое замещение российской нефти ближневосточными сортами в августе (экспорт из России снизился в августе на 0,2 млн б/с).
Повышательное давление на нефтяные котировки оказали заявления Саудовской Аравии о намерении продлить действие соглашения ОПЕК+ и новых ограничениях добычи. Лидеры нефтяного картеля полагают, что из-за низкой ликвидности, сильной волатильности и высоких рисков фьючерсные цены отдаляются вниз от цены, основанной на соотношении спроса и предложения на физическом рынке нефти, и заявляют о готовности при необходимости сократить добычу для повышения нефтяных цен. Саудовскую Аравию поддержали Ирак и ОАЭ. Кроме того, представители стран заявили, что на заключение ядерной сделки с Ираном, которая позволит вывести на рынок большие объемы нефти, они также отреагируют сокращением добычи.
Между тем в странах ОПЕК+ сокращаются свободные мощности по нефтедобыче (по оценкам МЭА, в июле свободные мощности Саудовской Аравии и ОАЭ снизились на 0,4 млн б/с). Отставание фактической добычи от квот ОПЕК+ в июле возросло до 2,9 млн б/с, в том числе в странах ОПЕК — до 1,1 млн б/с. Свободные мощности сократились в результате повышения добычи вслед за увеличением квот и недоинвестирования в добычу в последние годы, поясняют эксперты ЦБ.
Они констатируют, что снижение свободных мощностей и консервативная финансовая политика американских сланцевых производителей (умеренный рост добычи, позволяющий выплачивать повышенные дивиденды и минимизировать долг) ухудшают перспективы замещения российской нефти другими нефтеэкспортерами. Вследствие этого ведущие аналитические агентства вновь улучшили прогнозы по добыче нефти в России (по прогнозу МЭА — 10,9 млн б/с к концу года против 10,5 млн в предыдущем прогнозе). Котировки природного газа на крупном европейском хабе взлетели на 52%, до 306 евро/МВт·ч. Высокие цены на природный газ вызвали волну остановок европейских мощностей по производству азотных удобрений и цветных металлов. Так, по оценкам Macquarie, доля расходов на электроэнергию в производстве алюминия и цинка в Европе выросла с 40—50% до порядка 80%, что провоцирует закрытие местных заводов. Об остановке производства удобрений уже сообщили крупнейшие европейские компании, составляющие более 10% мировых мощностей по производству аммиака. Это, заключают авторы бюллетеня, несет риски новых скачков цен на удобрения и промышленные металлы в ближайшие недели из-за роста дефицита их предложения на рынках.