Лавина западных санкций подтолкнула Россию к увеличению торгово-экономических отношений с азиатскими государствами, отмечали участники ВЭФ. За первую половину 2022 г. товарооборот с Индией взлетел на 167%, с Ираном сделал рывок на 42%, с Китаем вырос на четверть. Теперь на повестке дня активное расширение транспортной инфраструктуры, укрепление механизмов платежей в национальных валютах и создание максимально благоприятных условий для инвесторов из дружественных стран.
Абсолютное большинство государств Азии, по словам президента Владимира Путина, прозвучавшим на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), не приемлет разрушительную логику санкций. Основу деловых отношений в этих странах составляют принципы взаимной выгоды, сотрудничества, сложение потенциалов экономик на благо всех своих граждан.
В последние десять лет ВВП азиатских стран рос ежегодно приблизительно на 5% в год, в то время как мировой — на 3%, в США — 2%, в ЕС — на 1,2%, причем данный тренд продолжается. В результате доля экономик Азии в глобальном валовом продукте растет и увеличится к 2027 г. до 45%.
Неудивительно, что поток многочисленных ограничений, обрушившихся на российскую экономику в нынешнем году, подтолкнул Россию к быстрому налаживанию сотрудничества с азиатскими странами. Так, рост товарооборота с Индией за январь — июнь текущего года составил, по данным ВШЭ, 167%, при этом российский экспорт вырос на 244%.
«Индия заинтересована в укреплении партнерства с Россией во многих вопросах, в том числе связанных с Арктикой, — подчеркнул в своем выступлении на форуме премьер Нарендра Моди. — Наша страна инвестировала на российском Дальнем Востоке серьезные средства в такие сферы, как фармацевтика и алмазная промышленность. Также у нас имеются огромные возможности для сотрудничества в области энергетики».
Объем взаимной торговли России и Ирана за январь — июль текущего года составил 2,7 млрд долл., что на 42,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Сейчас страны ведут активные переговоры с целью создания полноформатного соглашения о свободной торговле Ирана с Евразийским экономическим союзом.
С китайскими партнерами, по словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, еще в феврале подписана Дорожная карта по наращиванию торговли товарами и услугами до 200 млрд долл. к 2024 г. «За последние семь месяцев мы видим беспрецедентный рост товарооборота — на 25%, — отметил министр. — К концу нынешнего года планируем, что взаимный товарооборот с Китаем достигнет исторического максимума и приблизится к 170 млрд долл.».
Активно развиваются взаимные инвестиции с Поднебесной. В портфель Российско-Китайской межправкомиссии по инвестиционному сотрудничеству включены 79 проектов в различных сферах с заявленным объемом капвложений свыше 160 млрд долл.
Товарооборот между Вьетнамом и Российской Федерацией, по данным президента РСПП Александра Шохина, превысил 7 млрд долл. Участники форума отмечали, что росту взаимной торговли способствовало создание семь лет назад зоны свободной торговли между СРВ и Евразийским экономическим союзом.
Транспортные коридоры открыты
«За последние годы в России реализованы большие планы по развитию транспортной инфраструктуры, железных и автомобильных дорог, морских портов и трубопроводов, — подчеркнул В. Путин. — Эти своевременные решения позволили бизнесу в сегодняшних условиях оперативно перестроить логистику, развернуть грузовые потоки в те страны, которые готовы и хотят торговать с нами».
Показательный факт: несмотря на попытки внешнего давления, общий грузооборот российских морских портов за семь месяцев текущего года практически не сократился, а остался на том же уровне, что и годом раньше, — порядка 482 млн т грузов.
«В дальневосточных портах в этом году настоящий логистический бум, — прокомментировал ситуацию глава государства. — Объемы перевалки грузов, обработки контейнеров таковы, что специалисты работают без перерыва на выходные, днем и ночью. Словом, как бы ни хотелось кому-то изолировать Россию, сделать это, как мы и всегда об этом говорили, невозможно».
В дальнейшем Россия продолжит наращивать свой транспортный потенциал.
В центре внимания будет восточное направление инфраструктуры, а также развитие международного коридора «Север — Юг» и портов Азово-Черноморского бассейна. Это откроет новые возможности для выхода российских компаний на рынки Ирана, Индии, стран Ближнего Востока, Африки и встречных поставок из этих стран.
В целом на горизонте 2030 г. совокупный объем грузоперевозок по данным маршрутам способен вырасти примерно на 60%. «Мы оцениваем эти возможности абсолютно реалистично, так и будет, — пообещал г-н Путин. — Для выхода на эти значения правительство подготовило предметные дорожные карты по трем направлениям, что позволит выстроить работу системно, связать воедино, состыковать по срокам и пропускной способности узкие места, пограничные пункты и сопутствующую инфраструктуру».
Нужны надежные платежные механизмы
Для успешного развития азиатского направления бизнеса сегодня, по мнению главы РСПП Александра Шохина, необходимо формировать новые форматы сотрудничества. Они должны предусматривать платежно-расчетные механизмы, которые будут долгоиграющими, а не просто реакцией на текущую ситуацию.
Подавляющая часть (92%) российских компаний, как показал августовский опрос РСПП, считают, что в условиях нарушения глобальных правил игры, включая системы финансовых расчетов, необходима выработка собственных правил на площадках ШОС, БРИКС и ЕАЭС.
«Формирование новой системы платежно-расчетных, финансовых отношений здесь один из ключевых моментов для развития бизнеса с азиатскими компаниями», — уверен руководитель предпринимательского объединения.
В регионе уже прошли обкатку уникальные налоговые, административные и таможенные преференции. С их помощью реализуются знаковые даже по мировым меркам проекты в таких областях, как газохимия и судостроение, биотехнологии и чистая энергетика.
Эти усилия правительства приносят свои плоды. За последние семь лет объемы промышленного производства на Дальнем Востоке выросли примерно на четверть, что существенно выше, чем в целом по России.
«Будем и дальше стимулировать опережающее развитие дальневосточных регионов, используя новые, передовые меры государственной поддержки, формируя лучшие, глобально конкурентоспособные условия для ведения бизнеса, — спрогнозировал президент. — В том числе намерены донастраивать механизм территорий опережающего развития для современных и совместных проектов с другими странами, создавать максимально благоприятный деловой климат для привлечения в Россию самых современных технологий».