Банк России опубликовал официальные разъяснения по вопросам применения отдельных положений указов Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями <…>» и от 05.07.2022 № 430 «О репатриации резидентами — участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации» (далее — Указ № 430). В материале проанализируем разъяснение, которое касается, в частности, обязательств российских юридических лиц — должников по договорам синдицированного кредита (официальное разъяснение Банка России от 05.09.2022 № 9-ОР).
Изначальные законодательные изменения в договорное регулирование вопросов перечисления платежей были внесены Указом № 430. Так, в п. 5 Указа № 430 установлен специальный порядок проведения выплат по отдельным договорам синдицированного кредита и договорам, заключенным в исполнение обязательств по договорам синдицированного кредита. Если одной из сторон в таком договоре является платежный агент иностранного лица из недружественной страны, российское юридическое лицо — заемщик обязано производить платежи кредиторам-резидентам, минуя такого иностранного платежного агента.
Таким образом, Указом № 430 установлена обязанность российских заемщиков платить по синдицированному кредиту напрямую российским кредиторам.
Можно было предположить, что установление такой обязанности влияло не только на российских заемщиков, но и на российских кредиторов, не оставляя им выбора относительно способа приема платежей. Иными словами, исходя из непосредственного прочтения текста Указа № 430, российские кредиторы были обязаны принимать в качестве надлежащего исполнения только платежи, совершенные минуя иностранных платежных агентов, то есть совершенные напрямую в свой адрес.
Тем не менее в разъяснении ЦБ РФ занял более гибкую позицию, указав, что положения п. 5 Указа № 430 направлены только на регулирование деятельности российских заемщиков, при этом не ограничивают прав российских кредиторов. Следовательно, российские кредиторы вправе продолжать принимать платежи от российских заемщиков способом, установленным в договоре синдицированного кредита, в том числе через иностранных платежных агентов.
Для применения данного права российский кредитор, согласно разъяснению, направляет российскому должнику соответствующее уведомление о своем согласии. После получения уведомления перечисление российским должником российскому кредитору соответствующих выплат способом, указанным в договоре, является надлежащим исполнением договора.
При этом в случае если российский кредитор выдал согласие на исполнение российским должником обязательств способом, определенным разрешением Минфина России, то российский должник обращается в Минфин России для подтверждения соответствующей возможности.
Таким образом, ЦБ РФ в разъяснении фактически расширяет круг способов перечисления российскими должниками платежей по договорам синдицированного кредита по отношению к установленным Указом № 430, позволяя российским кредиторам самим выбирать наиболее подходящий в конкретной ситуации.
Разъяснение ЦБ РФ в этой части все же оставляет вопрос относительно того, есть ли у российских кредиторов право в случае изменения каких-либо обстоятельств в будущем отозвать свое согласие на применение того или иного способа перечисления оплаты.
Исходя из текста разъяснения и применимых положений гражданского права, можно предположить, что такого права нет и согласие, выданное единожды, не может быть пересмотрено. Фактическую же позицию ЦБ РФ относительно данного вопроса можно будет выяснить только на практике либо в следующих разъяснениях регулятора.