Федеральный бюджет по итогам января — августа нынешнего года остался в профиците благодаря жизнестойкости российской экономики. Бюджет на 2023 — 2025 гг. ставит качественно новые задачи. Речь идет об укреплении технологического суверенитета, развитии экономических связей с дружественными странами и поддержке современных лидеров роста, таких как внутренний туризм и сельское хозяйство. Все социальные обязательства будут выполнены при сохранении сбалансированности бюджета и контроля за ростом цен.
Российская экономика, по словам главы МЭР Максима Решетникова, оказалась весьма жизнеспособной, неожиданно для многих экспертов и официальных лиц. После просадки во II квартале текущего года отечественный ВВП стал показывать постепенный помесячный рост.
«Помесячная динамика ключевых показателей говорит о том, что экономика постепенно стабилизируется, выравнивается, выходит на траекторию роста. Предприятия возвращаются к нормальному ритму работы, — подчеркнул президент Владимир Путин на совещании в Кремле по бюджетным проектировкам. — В июле в промышленности сокращение составило лишь полпроцента после июньского снижения на 2,4%. В строительстве и вовсе отмечен рост: в июле прибавка составила 6,6%».
В конце лета оживилось кредитование экономики, в первую очередь реального сектора и населения со стороны банков. Это хороший знак, свидетельствующий о росте экономической активности. Значимым достижением правительства стала стабильная ситуация на рынке труда. Уровень безработицы находится на исторических минимумах: в мае — июле она равнялась всего лишь 3,9%.
Все это создает предпосылки для стабильного исполнения федерального бюджета. Его профицит за восемь месяцев текущего года составил 137 млрд руб. Положительное сальдо бюджета стало результатом роста его доходов по сравнению с прошлым годом. За январь — август они равнялись 17,607 трлн руб., что на 12% больше, чем за тот же период 2021 г.
Номинальный рост поступлений во многом обеспечили нефтегазовые доходы, выросшие в результате высоких цен на нефть и газ на 43% по сравнению с прошлым годом (до 7,818 трлн руб.).
Уменьшение профицита в сравнении с показателями предыдущих месяцев стало результатом существенного роста государственных расходов. За восемь месяцев траты госказны составили 17,469 трлн руб., что на 19,5% больше прошлогоднего уровня.
Впрочем, в августе темпы прироста расходов сократились до 8,4% в годовом выражении и, похоже, до конца года будут сдержанными.
Теперь настала пора уточнять параметры нового бюджета на 2023—2025 гг., проект которого верстается в недрах Минфина и скоро будет представлен в Госдуму и широкой публике. «Приоритеты нового бюджета были определены президентом страны, — напомнил премьер Михаил Мишустин. — Это нацеленность на развитие, реализацию национальных проектов в интересах наших людей. Формирование условий для дальнейшей структурной перестройки, роста экономической активности, развития инфраструктуры в регионах и создания новых рабочих мест».
Глава Кабинета министров пообещал продолжить адаптацию и структурную перестройку российской экономики. Она будет включать переориентацию экспорта на расширение торгово-экономических связей с дружественными государствами.
Внутри страны предстоит выстраивать производственные цепочки и повышать уровень нашего технологического и экономического суверенитета.
Особое внимание необходимо уделять поддержке отраслей, которые в результате изменившихся условий становятся драйверами экономического роста. Например, внутренний туризм сейчас становится одним из таких локомотивов движения отечественной экономики вверх. Сегодня, по словам М. Решетникова, уже реализуется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», созданы работающие механизмы поддержки бизнеса. Отрасль является, по его оценке, той точкой, куда можно добавить ресурсов, быстрее создать инфраструктуру, и она даст большую отдачу.
Агропромышленный комплекс тоже может стать очень весомым фактором роста российской экономики. Правительство намерено направлять сюда инвестиции в размере не менее 900 млрд руб. ежегодно. На эти деньги запланировано, во-первых, ликвидировать (или, по крайней мере, ослабить) нынешнюю критическую зависимость от импорта семенного фонда, во-вторых, расширить площадь возделываемых сельхозземель. В итоге предполагается через восемь лет в полтора раза нарастить экспорт сельхозпродукции.
«Цель выглядит реалистичной, потенциал как мирового поставщика у нас огромный. Надеюсь, 900 млрд руб., о которых говорит премьер, в бюджет впишутся, — комментирует ситуацию бизнес-омбудсмен Борис Титов. — Но вот что хочу добавить, опираясь на опыт коллег из Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств. Если вся поддержка достанется нескольким крупнейшим агрохолдингам, задачу мы не решим. Нам надо оживлять массовое производство, давать людям возможность проявлять предпринимательскую инициативу».
В сегодняшних непростых условиях, по мнению М. Мишустина, особенно важно аккуратно подходить к прогнозированию целей, на которые будут расходоваться бюджетные средства. Не опираться в прогнозных оценках на нереалистичные предпосылки. И принимать новые расходные обязательства исходя из возможностей, а не иллюзий.
На этом фоне осторожное расширение бюджетного стимулирования позволит быстрее обеспечить снижение кредитных ставок в экономике, а значит, и развитие частного сектора. Одновременно следует строго контролировать рост расходов.
«Для этого каждый рубль бюджета должен расходоваться максимально эффективно, — подчеркнул председатель правительства. — Стимулировать деловую активность, с одной стороны, и помогать людям, прежде всего наиболее уязвимым слоям населения, — с другой. Еще раз подчеркну: все намеченные социальные обязательства должны быть и будут выполнены».