Оборот контрафактной продукции последние годы нарастает, подчеркивали участники Международного форума «Антиконтрафакт-2022». Чтобы оградить законопослушных предпринимателей от недобросовестной конкуренции, нужно активно внедрять систему государственной маркировки товаров, привлекать для контроля качества бизнес-объединения и применять стандарты взаимодействия маркетплейсов с продавцами товаров.
Нелегальный оборот продукции является серьезной проблемой, оказывающей негативное влияние на экономики многих стран и цивилизованную торговлю. Он сдерживает приток инвестиций, а также тормозит развитие обрабатывающей промышленности.
Объем выявленных контрафактных товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в прошлом году увеличился, по оценке министра по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Бакытжана Сагинтаева, на 33% и превысил 18 млн единиц.
Устойчивый рост торгового оборота между странами ЕАЭС делает особенно актуальной защиту интересов национальных экономик и законопослушного бизнеса от контрафакта за счет применения комплексных совместных мер государств Евразийского союза.
Одним из таких решений, принятых странами ЕАЭС, стало, по словам главы Министерства торговли и промышленности РФ Дениса Мантурова, введение цифровой маркировки товаров средствами идентификации.
Успешное внедрение системы маркировки в нескольких отраслях стран Союза показало, что она является одним из эффективных инструментов для борьбы с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.
На межгосударственном уровне между странами ЕАЭС уже приняты решения о маркировке семи товарных групп (обувь, товары легкой промышленности, шины, духи и туалетная вода, фототехника, молоко, упакованная вода), установлены базовые принципы информационного обмена между национальными системами маркировки.
Бизнес-объединения активно участвуют в борьбе с контрафактом. «Сегодня мы двигаемся к распространению тех успешных практик, которые применяет ЕАЭС, — отметил президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков. — Это ряд инструментов по самоконтролю и самоограничениям на территории стран Евразийского союза».
Первый инструмент представляет собой систему мониторинга качества, в которой производители, являющиеся членами Союза, фактически оплачивают возможность проведения дополнительных выборок с рынка той продукции, которая представлена в разных форматах продаж. Это позволяет дополнительно к проверкам сотрудников Роспотребнадзора выявлять недостатки в качестве реализуемых товаров.
Еще одним механизмом саморегулирования в отрасли является система кодексов поведения. Ключевым является Кодекс этики, который включает в себя основные принципы делового оборота. В рамках кодекса предусмотрены инструменты медиации, чтобы споры, возникающие между субъектами и выявленные на ранних этапах, не переходили в антимонопольные ведомства. Кроме того, подобный подход дает возможность «не выносить сор из избы», не разбираться на публичных площадках и не вызывать дополнительную тревожность у потребителя.
Успешным инструментом борьбы с контрафактом в работе маркетплейсов являются «Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров». Они были подписаны в июне этого года «Опорой России», АКИТ, Ассоциацией «Руспродсоюз», Ассоциацией «РУСБРЕНД», Wildberries и Ozon.ru.
Стандарты упорядочивают ряд процессов, которые до этого нигде не описывались, в частности предусматривают превентивные действия и взаимопомощь цифровых площадок и продавцов в борьбе с реализацией контрафактной продукции.