Выпуск стройматериалов критически зависит от импортного оборудования

| статьи | печать

За последние несколько лет Минпромторгу при поддержке Минстроя удалось решить многие вопросы в промышленности строительных материалов — от технического регулирования и борьбы с контрафактом до ввода новых мощностей и роста отечественного производства. Однако есть проблемы, которые не теряют своей остроты. Среди них то, что выпуск половины видов основных стройматериалов на 70—100% зависит от западного оборудования.

О перспективах развития производства стройматериалов чиновники и эксперты говорили на Межведомственной научно-практической конференции «Импортозамещение материалов, оборудования и технологий в области общегражданского и транспортного строительства».

По официальным данным, несмотря на санкционное давление, строительная отрасль сейчас демонстрирует устойчивость. «По итогам прошлого года производство строительных материалов оценивается в 2,3 трлн руб. Отрасль стабильно растет за последние пять лет, и за семь месяцев этого года мы отмечаем положительную динамику объемов производства практически по всем основным стройматериалам, используемым в стройке: цемент, щебень, бетон товарный, листовое стекло, кирпич керамический, ЖБИ», — сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

По его словам, доля импорта на рынке стройматериалов составляет всего порядка 4%, и это преимущественно премиальные отделочные материалы с крайне узким потреблением. Спрос на стройматериалы формируют заказчики и застройщики. В Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г. (с прогнозом на период до 2035 г.), подготовленной Минстроем, заложены цели развития строительной отрасли и ЖКХ, которые позитивно повлияют на промышленность строительных материалов.

«Мы получили от Минстроя оценочную потребность в стройматериалах до 2030 г. Хочу отметить, что, согласно этим данным, до 2024 г. стройка будет обеспечена всеми стройматериалами в полном объеме», — заявил замглавы Минпромторга. При этом он отметил, что до 2030 г. запаса мощностей хватит по арматурной стали, металлическим трубам, листовой стали, рельсам, песку, ЖБИ, лесоматериалам, изделиям из ПВХ, кровельным и гидроизоляционным материалам, сэндвич-панелям, краскам, гипсокартонным листам, стеклу, полимерной теплоизоляции.

В Минпромторге рассчитывают, что за счет запланированных мероприятий удастся загрузить имеющиеся мощности, а при необходимости и нарастить их, в том числе запустив «законсервированные» предприятия и реализовав ряд запланированных проектов (в стекольной, стеновой, теплоизоляционной и других подотраслях). Стратегия также формирует дополнительный запрос к предприятиям черной металлургии: по предварительной оценке, рост жилищного строительства приведет к увеличению потребления металла на 3,3 млн т в год.

«Отдельно отмечу предусмотренные в стратегии проекты по строительству, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Программа модернизации ЖКХ позволит обеспечить рост с текущего уровня потребления труб в объеме 4 млн т в год до 6 млн т в год», — сказал В. Евтухов. В строительном ведомстве полагают, что мощности предприятий полностью обеспечивают текущий запрос.

Производство возможно, но не на чем

Анализ потребности импортозамещения в промышленности строительных материалов, проведенный в ходе совместного исследования Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) и компании СМПРО, показал, что внутреннее производство базовых строительных материалов способно обеспечить потребности строительной индустрии. В отдельных подотраслях есть трудности с поставкой сырьевых компонентов. Но главная проблема в отрасли — критическая зависимость стратегически важных производств (цемент, стекло, газобетон, кирпич и т.д.) от западного оборудования и запчастей.

Эксперты подчеркнули, что, несмотря на некоторый позитив в потреблении строительных материалов в I квартале 2022 г., если посмотреть на горизонте полгода, год и дальше, то проблематика импортозамещения должна рассматриваться не в возможности импортозамещения продукции первого уровня — а существенно глубже. Практически вся современная индустрия строительных материалов создана на западном оборудовании и западных комплектующих.

Переход на импортные производственные машины произошел 15—20 лет назад. Предприятия отдавали им предпочтение, поскольку они были более экологичные, энергоэффективные и давали низкую стоимость продукции. В результате вся советская индустрия полностью прекратила свое существование.

Средства производства, вся советская машиностроительная база ушла в утиль, потому что спроса на ее услуги не было на протяжении 30 лет. «Этим же путем ушла российская наука и этим же путем ушли высшее и профессионально-техническое образование. Получается, что мы находимся в беспрецедентный яме, когда целое поколение, 30 лет, в индустрии не было развития. Люди, которые, например, обладают какими-то знаниями, каким-то опытом в этой части, им по 70—85 лет», — отметили авторы исследования.

Они считают, что через полгода-год при сохранении текущей ситуации сначала будет сокращение производства и снижение качества выпускаемой продукции в силу невозможности заместить все детали, начиная от машиностроения, заканчивая автоматикой. А через какое-то время, когда это оборудование начнет выходить из эксплуатации, заместить его будет нечем. «Это относится ко всей цепочке производства практически в каждой подотрасли! Начиная от карьера, карьерной техники, от самосвалов и заканчивая упаковкой продукции», — предупреждают специалисты.

Говоря о том, как можно выйти из этой ситуации, эксперты обратили внимание на позитивный опыт Китая. «У нас есть зарубежное оборудование, и оно пока работает, и есть чертежи на это оборудование. И сейчас вектор государственной поддержки должен быть направлен именно на то, чтобы создать, например, единый научно-отраслевой центр, выбрать базовые машиностроительные площадки для ревизии того оборудования, которое есть, оценить возможности на этом оборудовании выпускать те или иные запчасти и оборудование», — считают в НОПСМ и СМПРО.

Отдельный блок — решение вопросов с образованием. Необходима серьезная системная работа для того, чтобы собрать оставшихся в отрасли авторитетов — носителей знаний и т.д. «Вернуться на тот уровень индустрии, который есть сейчас в стране, практически невозможно. Тем более невозможно бежать параллельно с научно-техническим прогрессом в этой индустрии, но сохранить потенциал, перехватить, что минимизирует эти потери. Это несколько лет, но как раз эти несколько лет и есть», — заключили эксперты.

Государство прорабатывает меры по импортозамещению

На конференции также говорили о том, что сейчас наблюдается стабилизация цен на строительные материалы, а цены на металлургическую продукцию значительно снизились по сравнению с I кварталом 2022 г. и сохраняются на этом же уровне. Это в том числе обусловлено добровольным решением металлургов зафиксировать цены на ряд цветных металлов для закрытия потребностей внутреннего рынка. «Отмечу, что стабилизации удалось добиться без государственного регулирования, и в дальнейшем считаем крайне важным придерживаться той же политики», — сообщил В. Евтухов.

Президент РСПП Александр Шохин в ходе мероприятия назвал основные проблемы, мешающие российским компаниям реализовать импортозамещение в строительстве. «Предприятия сталкиваются с отсутствием аналогов ряда импортной техники и стройматериалов на рынке России, а имеющаяся на рынке продукция зачастую не соответствует требованиям по качеству. При наличии аналогов компании имеют дело с их более высокой стоимостью, в том числе из-за „малотоннажного“ производства», — сказал А. Шохин.

«Отмечается и проблема нескоординированности действий при решении задач импортозамещения органов власти, с одной стороны, и строителей, производителей техники и стройматериалов — с другой», — добавил глава РСПП. Вместе с тем, по его мнению, стоит такая проблема, как отсутствие единых подходов и координации при создании цифровых платформ в сфере импортозамещения.

В ходе своего выступления А. Шохин также отметил, что в настоящее время создано довольно большое количество инструментов поддержки импортозамещающих проектов — отраслевые планы импортозамещения, специальные программы ФРП, промышленная ипотека, меры по поддержке промышленных кластеров, предоставление грантов и другие механизмы. Формируется стратегия импортозамещения и конкретные механизмы ее реализации по ряду направлений.

Прорабатываемые государством меры по импортозамещению в строительстве были озвучены в рамках программы обучающей стратегической сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства». «Анализ текущей ситуации на рынке строительных ресурсов показал, что достижение крайне низкого уровня зависимости отрасли от импорта из недружественных стран — это вполне реализуемая задача», — сообщил замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, подчеркнув, что она может и должна быть выполнена в ближайшие несколько лет посредством создания и увеличения отечественных производственных мощностей, развития науки и повышения квалификации специалистов.

В ходе своего выступления он напомнил, что на текущий момент уже действует механизм ускоренного вывода строительных материалов, изделий и конструкций на рынок за счет упрощения процедуры подтверждения пригодности их использования, а также установлена возможность внесения изменений в проектную документацию в целях импортозамещения. Кроме того, запущен «Каталог импортозамещения» — цифровой портал для быстрого подбора аналогов импортным строительным ресурсам.

Говоря о направлениях и мерах, обеспечивающих снижение импортозависимости рынка стройматериалов, С. Музыченко напомнил, что для обеспечения бесперебойной работы отрасли часть более недоступной продукции будет поставляться через механизм параллельного импорта, а также через ввоз аналогов из дружественных стран. При этом он уточнил, что это целесообразно только в перспективе ближайших двух-трех лет — времени, необходимого для замещения импорта посредством создания новых производств.

Другие направления — это локализация производств с учетом возможности использования запатентованных технологий зарубежного изготовителя, а также расширение имеющихся производственных мощностей по строительным ресурсам с незначительной долей импорта и высоким уровнем компетенций у соответствующих организаций. Еще одно направление, которое выделяют отраслевые власти, — проведение научно-исследовательских работ, направленных на достижение технологического суверенитета путем разработки новых материалов, оборудования, инструментов и технологий.

Замглавы Минстроя России отдельно обратил внимание, что по каждому важному строительному ресурсу ведомство определило уровень зависимости от импорта и меры из обозначенных направлений, которые планируется предпринять для минимизации этого показателя, чтобы максимально снизить риски для отрасли.

По данным Минпромторга, с 2015 г. отрасли промышленности стройматериалов оказана финансовая поддержка на общую сумму более 16 млрд руб. Сумма займов ФРП за все время составила 13,4 млрд руб.; субсидии на транспортировку продукции за рубеж — 3 млрд руб. Кроме того, за указанный период предоставлены субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам в размере почти 600 млн руб., субсидии на возмещение части затрат на пополнение оборотных средств и поддержка в рамках НИОКР.

Среди производителей строительных материалов самыми популярными мерами поддержки являются займы ФРП — на эту форму приходится порядка 80% всей финансовой поддержки. За прошедшие шесть лет займы ФРП получили более 50 предприятий из различных подотраслей промышленности строительных материалов.

 

Зависимость от импортного оборудования в промышленности стройматериалов, %

Стройматериалы

Значение

Паркетная доска

100

Ламинат

100

Полимерные трубы

100

Кабельная продукция

100

Дверное производство

95

Фасадная клинкерная плитка

90

Лицевой клинкерный кирпич

90

Вспененный пенополистирол ППС/EPS

90

Кирпич керамический

90

Газобетон

85

Минеральная изоляция

80

Сантехническая керамика

80

Плитка и керамогранит

80

Стекло

80

Цемент

70

Радиаторы

30

Лицевой кирпич ручной формовки

5

Лакокрасочные материалы строительного назначения

0

Источник: совместное исследование НОПСМ и СМПРО


К сведению

Количество квартир в стадии строительства превысило 2 млн

Отрасль жилищного строительства возобновила рост после весеннего замедления. В августе запуски новых проектов почти на четверть превысили такой же показатель прошлого года.

Вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил: «В России впервые с апреля 2020 г. количество квартир в стадии строительства превысило 2 млн». Среди регионов-лидеров он назвал Москву, где, по данным ДОМ.РФ, за год количество строящихся квартир увеличилось на 24 тыс. и достигло 313 тыс. На втором месте Приморский край, где строится 38 тыс. квартир. Там в условиях реализации льготной программы «Дальневосточная ипотека» выросли запуски новых проектов, что обеспечило чистый годовой прирост портфеля на 12 тыс.

На третьем месте Свердловская область — с приростом в 10 тыс. регион сегодня строит 75 тыс. квартир. «Чтобы рост жилищного строительства продолжался, важно поддерживать все условия, влияющие на развитие рынка. Для граждан одним из основных способов улучшения жилищных условий является ипотека. Она по-прежнему остается драйвером жилищного строительства», — рассказал зампредседателя правительства.

Он также отметил, что в регионах-лидерах, где строится свыше 1 млн кв. м жилья, самые просторные квартиры строятся в Красноярском крае, Нижегородской и Калининградской областях, где медианная площадь квартиры составляет 55,3, 51,6 и 50,4 кв. м соответственно. Также есть регионы-лидеры по доле многокомнатного жилья — это Пермский край (25% квартир с тремя и более комнатами), Красноярский край (23%) и Пензенская область (21%).

По данным системы «наш.дом.рф», в августе российские застройщики запустили строительство 3,7 млн кв. м многоквартирного жилья — на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общей сложности за восемь месяцев запуски новых проектов составили 26,2 млн кв. м, что сопоставимо с результатом за такой же отрезок 2021 г. (–5%) и свидетельствует о восстановлении отрасли после весеннего замедления.

Динамика выхода новых проектов многоквартирного строительства на рынок с начала этого года была неоднородной. В первые месяцы 2022 г. запуски росли, в марте — апреле резко снизились из-за неопределенности со спросом и себестоимостью строительства. Затем в июне — июле вновь начали увеличиваться (+34% к маю), но были все еще ниже прошлогодних значений из-за высокой базы сравнения. Август стал первым месяцем начиная с зимы, когда застройщики запустили больше проектов, чем годом ранее.

Эксперты считают, что отрасль прошла наиболее острую фазу и сейчас быстрыми темпами восстанавливается. «Рыночные ставки по ипотеке уже вернулись на докризисный уровень, льготные ипотечные программы с госучастием постепенно выходят на полную мощность. В этих условиях застройщики видят устойчивый спрос и запускают под него новые проекты жилья. Только с начала года началось строительство около 530 тыс. квартир — это более полумиллиона семей, которые смогут въехать в современное, качественное жилье, строящееся со всеми гарантиями нового закона о долевом строительстве», — отметил генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко.

Об оживлении в отрасли свидетельствуют и свежие данные Банка России по проектному финансированию. Открытые застройщикам кредитные линии выросли до 9,6 трлн руб. (+116% за год), фактическая выборка кредитов — до 3,8 трлн руб. (+106%). «Банки активно кредитуют достройку текущих и запуски новых проектов строительства. По нашей оценке, по итогам этого года запуски проектов многоквартирного строительства могут составить до 40 млн кв. м, что сопоставимо с уровнем прошлого года», — подчеркнул В. Мутко.

Как показывают данные в системе «наш.дом.рф», запуски жилья в рамках Закона № 214-ФЗ с начала года на 38% превысили ввод (26,2 млн и 18,8 млн кв. м соответственно). Как результат, общий портфель строительства увеличился с 96,4 млн кв. м в начале года до 99,7 млн кв. м на 1 сентября. А 6 сентября объем текущего многоквартирного долевого строительства в стране преодолел важный символический барьер в 100 млн кв. м — впервые с апреля 2020 г.