В 2022 г. в КоАП РФ был внесен ряд поправок, касающихся назначения и исполнения административного наказания, а также полномочий должностных лиц. В письмах от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@ и от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@ ФНС России разъяснила, как эти поправки применяются при привлечении к ответственности за неприменение ККТ.
Замена штрафа на предупреждение
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Отметим, что согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Ранее положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение распространялись исключительно на некоммерческие организации, а также на субъекты малого и среднего предпринимательства. Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ) упоминание таких лиц из ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ было исключено. Соответственно, с 25 июля 2022 г. (дата вступления в силу Закона № 290-ФЗ) положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ касаются всех организаций и предпринимателей. В связи с этим ФНС России в письме от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@ разъяснила, что за впервые совершенное административное правонарушение по ч. 7—15 ст. 14.5 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение. Напомним, что этими частями ст. 14.5 КоАП РФ установлена ответственность оператора фискальных данных, изготовителя ККТ, экспертной организации и наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
Что касается организаций и предпринимателей, то они, как правило, штрафуются по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за неприменение ККТ в установленных законом случаях. Эта норма тоже не предусматривает наказания в виде предупреждения. Специалисты налогового ведомства разъяснили, что в некоторых конкретных случаях неприменение налогоплательщиком ККТ при осуществлении расчетов может создавать угрозу неуплаты налогов в полном объеме в бюджетную систему РФ, то есть угрозу причинения вреда экономической безопасности государства. А при наличии таких обстоятельств оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, исходя из положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не имеется. Налоговики указали, что аналогичная позиция поддержана судебным инстанциями, например постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 № 18АП-10114/2022 по делу № А47-13807/2021, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 № 17АП-5554/2022-АКу по делу № А60-2477/2022.
Из сказанного ФНС России следует, что, когда для компании неприменение ККТ является впервые совершенным административным правонарушением, штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ может быть заменен на предупреждение, но только при условии, что неприменение ККТ не создало угрозу неуплаты налогов.
Наказание при выявлении нескольких нарушений
Частью 5 ст. 4.4 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, установлено, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Согласно подп. 2 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа может выражаться в величине, кратной сумме расчета без применения ККТ. В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных законом случаях наказывается штрафом для должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб., а для юридических лиц — от 3/4 до одного размера расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб.
Учитывая эти положения, ФНС России в письме от 09.09.2022 № АБ-4-20/11978@ разъяснила, что при выявлении в ходе контрольного мероприятия нескольких правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, административное наказание в соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ назначается как за совершение одного правонарушения. При этом размер штрафа определяется на основании суммы ущерба, причиненного в результате каждого события административного правонарушения, в размере доли от общей суммы ущерба.
Например, в ходе одного контрольного мероприятия было выявлено, что компания не применила ККТ при пяти расчетах:
- 10 января 2022 г. на сумму 100 тыс. руб.;
- 11 января 2022 г. на сумму 100 тыс. руб.;
- 12 января 2022 г. на сумму 150 тыс. руб.;
- 13 января 2022 г. на сумму 200 тыс. руб.;
- 14 января 2022 г. на сумму 200 тыс. руб.
Общая сумма ущерба составит 750 тыс. руб. И штраф по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ будет рассчитываться от этой суммы.
Специалисты налогового ведомства отметили, что указанная позиция соответствует разъяснениям Минэкономразвития России, представленным в адрес ФНС России.
Уплата штрафа
Закон № 290-ФЗ дополнил ст. 32.2 КоАП РФ новой ч. 1.3-3. Согласно ей, административный штраф может быть уплачен в половинном размере, если уплату произвести не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Специалисты налогового ведомства в письме от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@ разъяснили, что это положение распространяется и на административные штрафы за нарушения требований законодательства РФ о применении ККТ.
Еще одно новшество, введенное Законом № 290-ФЗ, касается срока предоставления отсрочки при уплате штрафа. Так, ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ установлено, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления. Ранее срок отсрочки не мог быть более месяца. Согласно поправкам, внесенным Законом № 290-ФЗ в ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ, исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа может быть отсрочено на срок до шести месяцев. В связи с этим ФНС России в письме от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@ указала, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа, в том числе вынесенное по ч. 2—15 ст. 14.5 КоАП РФ, невозможно в установленные сроки, вынесшее постановление должностное лицо может отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.
Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях
Закон № 290-ФЗ дополнил ст. 28.1 КоАП РФ ч. 3.1. Ею предусмотрено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Положения аналогичного характера содержатся и в п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также в п. 9 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление № 336).
В связи с этим возбуждение должностными лицами территориальных налоговых органов дел об административных правонарушениях без проведения контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом не допускается. На это ФНС России указывала еще в письме от 19.04.2022 № АБ-4-20/4732@, а в письме от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@ налоговики это еще раз подтвердили. Они также напомнили, что в 2022 г. контрольные мероприятия за соблюдением требований законодательства РФ о применении ККТ проводятся территориальными налоговыми органами исключительно по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России (п. 3 Постановления № 336).
Законом № 290-ФЗ введена новая ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ. В соответствии с ней должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ.
Из взаимосвязанных положений п. 3 ч. 1 ст. 22.1 и ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ следует, что рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 2—15 ст. 14.5 КоАП РФ, вправе руководитель (заместитель руководителя) ФНС России и руководитель (заместитель руководителя) территориального налогового органа.
Таким образом, в случае участия руководителя (заместителя руководителя) ФНС России или руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа непосредственно в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого в рамках соблюдения требований законодательства РФ о применении ККТ, по итогам которого было возбуждено дело об административном правонарушении, такое должностное лицо не вправе рассматривать возбужденное дело об административном правонарушении. К такому выводу пришла ФНС России в письме от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@.