Большинство формирующих его показателей, по предпринимательским оценкам, постепенно улучшаются. В частности, в III квартале 2022 г. увеличились балансы мнений относительно динамики спроса на услуги и объема полученной организациями отрасли прибыли.
Такие выводы делают ученые Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, проведя очередной анализ результатов ежеквартального обследования Росстатом делового климата в сфере услуг.
Обобщенная оценка конъюнктуры
Основной композитный индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — в III квартале 2022 г. увеличился относительно предыдущего квартала на 1 п.п. до значения –8%.
Два компонента ИПУ — балансы оценок фактического и ожидаемого изменения спроса на оказываемые услуги — прибавили по 1 п.п. каждый. Третий компонент индикатора, баланс оценок фактического изменения экономической ситуации, остался без изменений.
Эксперты ЦКИ констатируют, что относительный подъем экономических настроений респондентов наблюдался в восьми из 15 обследуемых видов услуг. Наиболее существенно укрепилась деловая уверенность руководителей туристических фирм, в этом сегменте сервисной сферы ИПУ вырос за квартал на 12 п.п. до нейтрального нулевого значения. В сегменте гостиничных услуг индикатор после роста на 3 п.п. достиг положительного значения (+1%). В остальных видах услуг значения ИПУ расположились в отрицательном диапазоне от –2 до –20%. В аутсайдерах остались два сегмента — техобслуживание и ремонт автотранспорта и рекламная деятельность, где после резкого роста пессимизма предпринимателей в предыдущем квартале ситуация не улучшилась.
Авторы анализа обращают внимание, что динамика хозяйственно-финансовой деятельности организаций сферы услуг практически полностью зависит от изменений уровня доходов и платежеспособности населения. Учитывая довольно консервативные оценки респондентов состояния делового климата в сфере услуг в III квартале по сравнению со II кварталом, ученые ЦКИ с осторожностью предполагают, что фундаментальных отрицательных движений с реальными располагаемыми денежными доходами населения также не произойдет. Во II квартале Росстат зафиксировал снижение указанного показателя по сравнению с соответствующим периодом прошлого года лишь на 0,8% при росте к предыдущему кварталу на 16,4%. Подобная динамика свидетельствует аналитикам о том, что в настоящее время подавляющая доля российского населения имеет достаточную платежеспособность для оплаты основных услуг.
Косвенным подтверждением данного тезиса служат им и результаты опроса потребительских настроений населения в III квартале. Так, индекс потребительской уверенности россиян по сравнению со II кварталом вырос на 9 п.п. Вместе с тем ученые полагают, что некоторое снижение индекса по сравнению с 2021 г., скорее всего, произошло из-за сокращения покупок и потребления необязательных услуг.
Исходя из последних количественных данных Росстата (июль 2022 г.) и результатов опросов предпринимателей и населения (III квартал 2022 г.), в настоящее время, по мнению аналитиков ЦКИ, наблюдается довольно спокойная ситуация со спросом населения и, соответственно, его платежеспособностью в отношении основных продовольственных товаров и услуг. Проблемы с заметным инфляционным фоном в экономике и незначительным падением реальных доходов домашние хозяйства минимизируют сокращением спроса на дорогостоящие непродовольственные товары длительного пользования и необязательные услуги. В частности, в январе — июле текущего года, по данным Росстата, объем розничного товарооборота торговли непродовольственными товарами сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,1% при практически неизменной динамике оборота пищевых продуктов (100,2%).
Оценки основных показателей
Авторы исследования отмечают постепенное улучшение предпринимательских оценок большинства основных показателей, формирующих деловой климат в отрасли. В частности, балансы мнений относительно динамики спроса на услуги и объема полученной организациями прибыли увеличились за квартал на 1 и 2 п.п. соответственно. Исходя из положительных значений балансов и их квартального роста, эксперты ЦКИ констатируют повышение спроса на гостиничные и санаторно-курортные услуги. Напротив, резкое падение спроса наблюдается второй квартал подряд в сегменте техобслуживания и ремонта автотранспорта, а также рекламной деятельности.
Совокупные предпринимательские оценки экономического положения организаций стабилизировались после заметного ухудшения в предшествовавшем квартале, и в III квартале их баланс не изменился.
Численность занятых в организациях сферы услуг, согласно результатам обследования, остается стабильной на протяжении последних пяти кварталов, когда баланс оценок изменения этого показателя не выходил за пределы узкого диапазона от –4 до –5%. В III квартале 2022 г. 81% респондентов заявили об отсутствии изменений численности работников организаций, 7% сообщили о расширении штатов и 12% — об их сокращении. Более благоприятная ситуация наблюдалась в сегментах оказания гостиничных, страховых и ломбардных услуг, а также деятельности в области связи, где баланс оценок изменения численности занятых достиг нейтральных или даже слабоположительных значений. Вместе с тем в сегментах-аутсайдерах (техобслуживании и ремонте автотранспорта и рекламных услугах), согласно результатам исследования, на протяжении двух последних кварталов происходило заметное сокращение персонала.
Исходя из обобщенных мнений участников опроса, в большинстве организаций (82%) в III квартале текущего года цены на оказываемые услуги не менялись, о росте и снижении цен по сравнению с предыдущим кварталом сообщили по 9% предпринимателей. Вместе с тем существенно подорожали санаторно-курортные, гостиничные и страховые услуги, при этом упали цены на рекламные услуги, а также на техобслуживание и ремонт автотранспорта.
В III квартале 2022 г. практически не ослабло высокое давление на бизнес экономической неопределенности. Эту проблему констатировали 65% респондентов, что лишь на 1 п.п. ниже предыдущего квартала и почти в три раза больше, чем в предпандемическом I квартале 2020 г. «Высокая экономическая неопределенность» остается во главе антирейтинга факторов, лимитирующих деятельность организаций сферы услуг.
Ученые ЦКИ обращают внимание, что фактор неопределенности экономической ситуации вышел на первое место в антирейтинге факторов, лимитирующих производство товаров и услуг и в других укрупненных отраслях экономики. В частности, 61% респондентов из обрабатывающей промышленности также констатировали повышенное давление неопределенности на ведение бизнеса. Авторы анализа с сожалением напоминают, что в борьбе с неопределенностью предприниматели в первую очередь сокращают периоды стратегического планирования своих предприятий, снижают из-за больших возможных рисков инвестиционную и инновационную активность, с крайней осторожностью увеличивают численность занятых и оплату труда своих сотрудников, уменьшают кредитование и другое финансирование своего бизнеса. Именно эти составляющие наряду с ростом производительности труда являются основным источником развития экономики. При этом экономическая неопределенность зачастую мотивирует предпринимателей к частичному переходу на неформальные управленческие схемы.
Негативное воздействие недостаточного спроса на предоставляемые услуги, недостатка финансовых средств организаций и высокого уровня налогообложения отметили 48, 44 и 43% участников обследования соответственно, констатируют эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Индекс предпринимательской уверенности в различных видах услуг в III квартале 2022 г., балансы, %
Вид услуг |
Значение |
---|---|
Сфера услуг в целом |
–8 |
Услуги гостиниц |
1 |
Туристические услуги |
0 |
Санаторно-курортные услуги |
–2 |
Услуги связи |
–3 |
Стоматологическая практика |
–4 |
Услуги ломбардов |
–4 |
Пассажирский транспорт |
–4 |
Риелторские услуги |
–6 |
Страхование |
–6 |
Прочие персональные услуги |
–11 |
Грузовые перевозки |
–11 |
Деятельность в области культуры, спорта и развлечений |
–12 |
Ремонт предметов личного потребления |
–15 |
Техобслуживание и ремонт автотранспорта |
–20 |
Рекламные услуги |
–20 |
Источник: расчеты ЦКИ ИСИЭЗ по результатам обследования деловой активности Росстата
Факторы, ограничивающие деятельность организаций сферы услуг, доля от общего числа обследованных организаций, %
Факторы |
III кв. 2022 г. |
II кв. 2022 г. |
III кв. 2021 г. |
---|---|---|---|
Неопределенность экономической ситуации |
65 |
66 |
55 |
Недостаточный спрос |
48 |
49 |
43 |
Высокий уровень налогообложения |
44 |
44 |
40 |
Недостаток финансовых средств |
43 |
44 |
42 |
Недостаток квалифицированного персонала |
26 |
25 |
23 |
Высокая арендная плата |
21 |
21 |
19 |
Высокий % коммерческого кредита |
20 |
21 |
16 |
Недобросовестная конкуренция со стороны других организаций |
18 |
18 |
18 |
Коррупция органов власти |
3 |
4 |
4 |
Источники: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; Росстат