Деловой климат в сфере услуг немного «потеплел»

| статьи | печать

Большинство формирующих его показателей, по предпринимательским оценкам, постепенно улучшаются. В частности, в III квартале 2022 г. увеличились балансы мнений относительно динамики спроса на услуги и объема полученной организациями отрасли прибыли.

Такие выводы делают ученые Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, проведя очередной анализ результатов ежеквартального обследования Росстатом делового климата в сфере услуг.

Обобщенная оценка конъюнктуры

Основной композитный индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — в III квартале 2022 г. увеличился относительно предыдущего квартала на 1 п.п. до значения –8%.

Два компонента ИПУ — балансы оценок фактического и ожидаемого изменения спроса на оказываемые услуги — прибавили по 1 п.п. каждый. Третий компонент индикатора, баланс оценок фактического изменения экономической ситуации, остался без изменений.

Эксперты ЦКИ констатируют, что относительный подъем экономических настроений респондентов наблюдался в восьми из 15 обследуемых видов услуг. Наиболее существенно укрепилась деловая уверенность руководителей туристических фирм, в этом сегменте сервисной сферы ИПУ вырос за квартал на 12 п.п. до нейтрального нулевого значения. В сегменте гостиничных услуг индикатор после роста на 3 п.п. достиг положительного значения (+1%). В остальных видах услуг значения ИПУ расположились в отрицательном диапазоне от –2 до –20%. В аутсайдерах остались два сегмента — техобслуживание и ремонт автотранспорта и рекламная деятельность, где после резкого роста пессимизма предпринимателей в предыдущем квартале ситуация не улучшилась.

Авторы анализа обращают внимание, что динамика хозяйственно-финансовой деятельности организаций сферы услуг практически полностью зависит от изменений уровня доходов и платежеспособности населения. Учитывая довольно консервативные оценки респондентов состояния делового климата в сфере услуг в III квартале по сравнению со II кварталом, ученые ЦКИ с осторожностью предполагают, что фундаментальных отрицательных движений с реальными располагаемыми денежными доходами населения также не произойдет. Во II квартале Росстат зафиксировал снижение указанного показателя по сравнению с соответствующим периодом прошлого года лишь на 0,8% при росте к предыдущему кварталу на 16,4%. Подобная динамика свидетельствует аналитикам о том, что в настоящее время подавляющая доля российского населения имеет достаточную платежеспособность для оплаты основных услуг.

Косвенным подтверждением данного тезиса служат им и результаты опроса потребительских настроений населения в III квартале. Так, индекс потребительской уверенности россиян по сравнению со II кварталом вырос на 9 п.п. Вместе с тем ученые полагают, что некоторое снижение индекса по сравнению с 2021 г., скорее всего, произошло из-за сокращения покупок и потребления необязательных услуг.

Исходя из последних количественных данных Росстата (июль 2022 г.) и результатов опросов предпринимателей и населения (III квартал 2022 г.), в настоящее время, по мнению аналитиков ЦКИ, наблюдается довольно спокойная ситуация со спросом населения и, соответственно, его платежеспособностью в отношении основных продовольственных товаров и услуг. Проблемы с заметным инфляционным фоном в экономике и незначительным падением реальных доходов домашние хозяйства минимизируют сокращением спроса на дорогостоящие непродовольственные товары длительного пользования и необязательные услуги. В частности, в январе — июле текущего года, по данным Росстата, объем розничного товарооборота торговли непродовольственными товарами сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,1% при практически неизменной динамике оборота пищевых продуктов (100,2%).

Оценки основных показателей

Авторы исследования отмечают постепенное улучшение предпринимательских оценок большинства основных показателей, формирующих деловой климат в отрасли. В частности, балансы мнений относительно динамики спроса на услуги и объема полученной организациями прибыли увеличились за квартал на 1 и 2 п.п. соответственно. Исходя из положительных значений балансов и их квартального роста, эксперты ЦКИ констатируют повышение спроса на гостиничные и санаторно-курортные услуги. Напротив, резкое падение спроса наблюдается второй квартал подряд в сегменте техобслуживания и ремонта автотранспорта, а также рекламной деятельности.

Совокупные предпринимательские оценки экономического положения организаций стабилизировались после заметного ухудшения в предшествовавшем квартале, и в III квартале их баланс не изменился.

Численность занятых в организациях сферы услуг, согласно результатам обследования, остается стабильной на протяжении последних пяти кварталов, когда баланс оценок изменения этого показателя не выходил за пределы узкого диапазона от –4 до –5%. В III квартале 2022 г. 81% респондентов заявили об отсутствии изменений численности работников организаций, 7% сообщили о расширении штатов и 12% — об их сокращении. Более благоприятная ситуация наблюдалась в сегментах оказания гостиничных, страховых и ломбардных услуг, а также деятельности в области связи, где баланс оценок изменения численности занятых достиг нейтральных или даже слабоположительных значений. Вместе с тем в сегментах-аутсайдерах (техобслуживании и ремонте автотранспорта и рекламных услугах), согласно результатам исследования, на протяжении двух последних кварталов происходило заметное сокращение персонала.

Исходя из обобщенных мнений участников опроса, в большинстве организаций (82%) в III квартале текущего года цены на оказываемые услуги не менялись, о росте и снижении цен по сравнению с предыдущим кварталом сообщили по 9% предпринимателей. Вместе с тем существенно подорожали санаторно-курортные, гостиничные и страховые услуги, при этом упали цены на рекламные услуги, а также на техобслуживание и ремонт автотранспорта.

В III квартале 2022 г. практически не ослабло высокое давление на бизнес экономической неопределенности. Эту проблему констатировали 65% респондентов, что лишь на 1 п.п. ниже предыдущего квартала и почти в три раза больше, чем в предпандемическом I квартале 2020 г. «Высокая экономическая неопределенность» остается во главе антирейтинга факторов, лимитирующих деятельность организаций сферы услуг.

Ученые ЦКИ обращают внимание, что фактор неопределенности экономической ситуации вышел на первое место в антирейтинге факторов, лимитирующих производство товаров и услуг и в других укрупненных отраслях экономики. В частности, 61% респондентов из обрабатывающей промышленности также констатировали повышенное давление неопределенности на ведение бизнеса. Авторы анализа с сожалением напоминают, что в борьбе с неопределенностью предприниматели в первую очередь сокращают периоды стратегического планирования своих предприятий, снижают из-за больших возможных рисков инвестиционную и инновационную активность, с крайней осторожностью увеличивают численность занятых и оплату труда своих сотрудников, уменьшают кредитование и другое финансирование своего бизнеса. Именно эти составляющие наряду с ростом производительности труда являются основным источником развития экономики. При этом экономическая неопределенность зачастую мотивирует предпринимателей к частичному переходу на неформальные управленческие схемы.

Негативное воздействие недостаточного спроса на предоставляемые услуги, недостатка финансовых средств организаций и высокого уровня налогообложения отметили 48, 44 и 43% участников обследования соответственно, констатируют эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Индекс предпринимательской уверенности в различных видах услуг в III квартале 2022 г., балансы, %

Вид услуг

Значение

Сфера услуг в целом

–8

Услуги гостиниц

1

Туристические услуги

0

Санаторно-курортные услуги

–2

Услуги связи

–3

Стоматологическая практика

–4

Услуги ломбардов

–4

Пассажирский транспорт

–4

Риелторские услуги

–6

Страхование

–6

Прочие персональные услуги

–11

Грузовые перевозки

–11

Деятельность в области культуры, спорта и развлечений

–12

Ремонт предметов личного потребления

–15

Техобслуживание и ремонт автотранспорта

–20

Рекламные услуги

–20

Источник: расчеты ЦКИ ИСИЭЗ по результатам обследования деловой активности Росстата

Факторы, ограничивающие деятельность организаций сферы услуг, доля от общего числа обследованных организаций, %

Факторы

III кв. 2022 г.

II кв. 2022 г.

III кв. 2021 г.

Неопределенность экономической ситуации

65

66

55

Недостаточный спрос

48

49

43

Высокий уровень налогообложения

44

44

40

Недостаток финансовых средств

43

44

42

Недостаток квалифицированного персонала

26

25

23

Высокая арендная плата

21

21

19

Высокий % коммерческого кредита

20

21

16

Недобросовестная конкуренция со стороны других организаций

18

18

18

Коррупция органов власти

3

4

4

Источники: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ; Росстат