В марте 2022 г. Правительство РФ установило мораторий на проведение в 2022 г. плановых проверок при осуществлении государственного контроля или надзора и муниципального контроля. В настоящее время действие моратория продлено и на 2023 г. (постановление Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, далее — Постановление). Рассмотрим особенности действия моратория с 03.10.2022.
В течение 2023 г. плановые контрольные/надзорные мероприятия могут проводиться только в отношении объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска в соответствии с установленной классификацией, а также в отношении опасных производственных объектов II класса опасности, гидротехнических сооружений II класса.
При этом организации, в отношении которых запланирована проверка, как и ранее, могут обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о проведении профилактического визита — своего рода тестовой проверки, выявляющей нарушения без риска привлечения к ответственности, чтобы иметь возможность устранить замечания инспектора до проведения полноценной проверки.
Интересно отметить, что государственные детские сады и школы не будут включены в планы проведения контрольных мероприятий на 2023 г., хотя они и отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Однако в отношении них могут проводиться обязательные профилактические визиты. Очевидно, законодатель избрал здесь золотую середину.
Безусловно, данное Постановление следует в целом рассматривать как одну из антикризисных мер — в числе многих других мероприятий поддержки. Снижение количества плановых проверок несколько снизит давление на бизнес, поспособствует адаптации к и так постоянно меняющимся к худшему условиям санкционного давления, позволит сосредоточиться на попытках сохранения предпринимательской активности.
Вместе с тем прежний опыт показывает, что плановые проверки, как правило, не создавали особых сложностей для бизнеса. В своем большинстве они проходили либо штатно, без выявленных нарушений, либо с фиксированием относительно небольших нарушений, после чего они устранялись в рабочем порядке и предприятие работало дальше. Случаи выявления критических нарушений при плановых проверках встречались редко. Основным источником проблем для бизнеса были именно внеплановые проверки, которые мораторием не охватываются и по-прежнему проводятся.
Основанием для проведения внеплановой проверки может в числе прочего стать угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, угроза безопасности государства, проверки должны проводиться при запросе разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и в некоторых иных случаях. Иными словами, попасть под внеплановую проверку может практически любая компания, которая продолжает вести деятельность. И именно это в большой степени нивелирует возможный позитив от действующего моратория.
Кроме того, риск-ориентированный подход, используемый при классификации предприятий, не применяется, в частности, к плановым проверкам в области пожарного надзора или надзора за соблюдением трудового законодательства. Получается, что такие проверки продолжатся и в плановом порядке — а это те два вида проверок, по которым у бизнеса на практике и в лучшие времена возникали споры с инспекторами.
Это же применимо и к налоговым проверкам: в июне Минфин России разъяснял (письмо № 03‑02‑07/56732), что установленный правительством мораторий на плановые проверки в сфере налогового контроля не действует. То же применимо и к сфере таможни.
Таким образом, эмпирически можно предположить, что уменьшение числа плановых проверок действительно может в некоторой степени облегчить предпринимательскую долю. Однако представляется, что более эффективным было бы проинструктировать самих инспекторов применять суровые меры ответственности только за существенные и, главное, виновные, намеренные нарушения, действительно влекущие реальную опасность для жизни и здоровья граждан, стабильности государства.