МВФ понизил прогноз развития мировой экономики до 2,7% в следующем году, подчеркнув, что риски рецессии нарастают. Остановить надвигающееся болото кризиса может решительное ужесточение денежно-кредитной политики в целях борьбы с инфляцией. При этом нужно обеспечить поддержку социально слабых людей и государств с низкими доходами. На этом предгрозовом фоне прогноз для России, наоборот, существенно улучшен (–3,4% вместо –6%, ожидавшихся ранее).
Будущее глобальной экономики, по оценке Международного валютного фонда, выглядит все более тревожно. «В октябре прошлого года мы прогнозировали активное восстановление после глубокого кризиса, вызванного пандемией COVID-19», — напомнила глава фонда Кристалина Георгиева. Однако реальность оказалась гораздо хуже ожиданий экономистов.
Высокие цены на энергоносители и продовольствие, более жесткие финансовые условия и сохраняющиеся ограничения цепочек поставок привели к замедлению роста. Во всех крупнейших экономиках мира экономическая динамика замедляется. Зона евро испытывает серьезные последствия сокращения поставок газа из России. Китай страдает от связанных с пандемией перебоев поставок и усиливающегося спада на рынке недвижимости. В США темпы роста замедляются, поскольку инфляция ведет к сокращению располагаемых доходов граждан и потребительского спроса, а повышение процентных ставок сдерживает рост инвестиций.
В этих драматических условиях МВФ понизил прогноз развития мировой экономики на следующий год на 0,2 п.п. (до 2,7%). Причем фонд предупредил, что риски глобальной рецессии нарастают.
Прогноз для развитых стран на текущий и следующий год уменьшен на 0,1 п.п. и 0,3 п.п. (до 2,4 и 1,1% соответственно). В Соединенных Штатах в нынешнем году ожидается рост на 1,6%, в 2023 г. — на 1%. В зоне евро положительная динамика в этом году по мере повышения цен на энергоресурсы сменится рецессией (после 3,1% прироста в 2022 г. предполагается скромное увеличение на 0,5% в наступающем году).
В развивающихся государствах прирост экономики будет равняться 3,7% в текущем и следующем годах. Существенно понижен прогноз для Китая, где МВФ ожидает роста на 3,2% в нынешнем году и на 4,4% — в 2023-м. Замедление китайской экономики стало результатом проблем в секторе недвижимости, сбоев в цепочках поставок, а также остатков противоэпидемических ограничений.
Важная деталь: прогноз для российской экономики МВФ, наоборот, улучшил, что связано с успешными мерами по стабилизации финансовой системы страны. Теперь фонд ожидает снижения нашей экономики на 3,4% в этом году и на 2,3% — в 2023-м (+2,6 и +1,2 п.п. к прежнему прогнозу).
Для стабилизации ситуации в мировой экономике фонд выделил ряд приоритетов.
Во-первых, необходимо твердо придерживаться курса на снижение инфляции, что довольно сложно в нынешних условиях. С одной стороны, недостаточное ужесточение политики может привести к укоренению инфляции, что потребует намного более высоких процентных ставок в течение более длительного времени в будущем. С другой — чрезмерное и слишком быстрое ужесточение может подтолкнуть многие страны к длительной рецессии.
Во-вторых, неотложным приоритетом является формирование ответственной налогово-бюджетной политики, которая обеспечит защиту уязвимых слоев населения без подстегивания инфляции.
С учетом тяжести кризиса и повышения стоимости жизни граждан правительствам следует принимать налогово-бюджетные меры, которые будут не только ограниченными по сроку, но и обязательно адресными, с четкой направленностью на нужды домохозяйств с низкими доходами.
Очень важно избегать неизбирательного предоставления бюджетной поддержки, поскольку это может привести к росту спроса и еще больше затруднит борьбу с инфляцией.
В-третьих, нужны совместные усилия по поддержке стран с формирующимся рынком и развивающихся государств.
Более крепкий доллар, высокая стоимость заимствований и отток капитала наносят тройной удар странам с формирующимся рынком и развивающимся государствам. Вероятность оттока портфельных инвестиций из стран с формирующимся рынком в следующие три квартала повысилась на 40%. Это может поставить в очень сложное положение государства с большими потребностями во внешнем финансировании.
Для решения этой проблемы МВФ запускает новый Фонд устойчивости (Resilience and Sustainability Trust, RST). Новая организация будет финансировать страны с низким и средним уровнем дохода. Первый транш для финансирования фонда составил 20 млрд долл., которые инвестировали Австралия, Канада, Китай, Германия, Япония и Испания. В начале следующего года в новую структуру поступят дополнительные средства.
Нестабильность мировой экономики, причинами которой стали последствия пандемии и геополитической напряженности, можно устранить только совместными действиями всех стран.
«Приведу наглядный пример вопроса, для которого усиление международного сотрудничества имеет насущное значение, — подчеркнула К. Георгиева. — Нам необходимо усилить нашу работу для решения острой проблемы продовольственной безопасности, от которой сейчас страдает ошеломляющее число людей: 345 миллионов».
МВФ помогает решать эту задачу посредством нового инструмента в рамках экстренного финансирования, который направлен на содействие странам, наиболее пострадавшим от шоков торговли продовольственными товарами.
Наконец, сегодня очень нужны преобразующие экономику реформы, в частности, в сфере государственных финансов. «Страны могут использовать среднесрочные параметры бюджета для придания большей устойчивости своим финансам и высвобождения денежных средств, — уверена глава МВФ. — Это бюджетное пространство затем можно использовать для инвестирования в людей и более производительную экономику — здравоохранение, образование и укрепление систем социальной защиты. Важна также цифровая инфраструктура, чтобы открыть двери инновациям и передовым услугам „цифрового правительства“, которые будут более прозрачными и эффективными».