Молочный рынок меняется под влиянием спроса

| статьи | печать

Ситуация в молочном секторе за восемь месяцев этого года стабилизировалась. По прогнозам Минсельхоза, объем выпуска молока в текущем году составит 32,5 млн т, что на 0,2 млн т больше по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, по оценкам экспертов, ряд рисков, связанных с санкциями и валютными колебаниями, остаются. К тому же производителям молочной продукции приходится адаптироваться к очередной волне трансформации потребительского спроса, чья главная движущая сила — стремление покупателей к экономии.

В ходе XIV заседания «Молочных сессий» генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов отметил, что события последних лет серьезно влияют на функционирование молочного бизнеса и, в частности, на настроения инвесторов. При этом, несмотря на просадку по спросу, сохраняется позитивная динамика в части производства сырья. В целом ситуация в отрасли за восемь месяцев этого года стабилизировалась, но ряд рисков все же остаются.

Прежде всего, это факторы, связанные с санкционными пакетами, которые будут влиять на эффективность производства и реализацию новых проектов. Также на рынок оказывает давление укрепление рубля, которое может привести к увеличению объемов импорта и снижению экспорта, динамично растущего последние несколько лет.

По данным «Союзмолоко», объемы импорта молочной продукции в Россию остаются минимальными за последние годы. Снижение внешних поставок отмечается из большинства стран — крупнейших поставщиков, но прежде всего из стран дальнего зарубежья. При этом недопоставленные в РФ объемы во многом переориентированы на другие направления. Импорт из Белоруссии также снижается по большинству категорий молочной продукции.

Экспорт остается перспективным каналом интеграции России в мировую торговлю молочной продукцией на фоне развития производства сухих молочных продуктов. При этом Украина не является ключевым направлением экспорта молочной продукции из России, и сокращение в этом направлении частично компенсировано поставками в ДНР и ЛНР.

Рост себестоимости приостановился

Производство товарного молока восстанавливается после стагнации в 2021 г., но в регионах РФ сохраняется дисбаланс производственных и перерабатывающих мощностей. Что касается себестоимости производства молока, то она стабилизируется после двухлетнего роста: ценовая конъюнктура стала базой для восстановления экономического баланса в сырьевом секторе.

По предварительным данным аналитического центра «Союзмолоко», индекс операционной себестоимости производства молока (RMCI) в августе 2022 г. составил 99,9%, себестоимость за месяц снизилась на 0,1%. Эксперты считают, что стабилизация операционной себестоимости производства молока в августе обусловлена, главным образом, продолжающимся снижением цен на корма — растительные жмыхи, фуражное зерно и комбикорма для крупного рогатого скота (КРС).

Снижению операционных затрат способствовала также стабилизация цен на минеральные удобрения и отсутствие инфляционного роста затрат. В то же время увеличение расходов на энергоресурсы (дизельное топливо, электроэнергию) сдерживало темпы снижения производственных затрат.

По уточненным данным, в июле 2022 г. операционная себестоимость производства сырого молока за месяц снизилась на 0,3%, цепной индекс RMCI в июле составил 99,7%, что на 0,2 п.п. выше ранее прогнозированного уровня из-за более существенного повышения стоимости привлекаемых трудовых ресурсов (относительно ожидаемого).

В сравнении с началом 2017 г. себестоимость производства молока в августе 2022 г. оставалась, по предварительным данным, на 46,9% выше, в июле 2022 г., по уточненным данным, — на 47,1%. В то же время, как указывают специалисты союза, средние закупочные сопоставимые цены на сырое молоко с января 2017 г. по август 2022 г. выросли на 23,3%, а годовой темп прироста абсолютных уровней цен составил в августе 24,2% (к августу 2021 г.).

Впрочем, по данным Росстата, в августе 2022 г. цена товарного молока составила 33,2 руб./кг без НДС (3,4% жир, 3,0% белок), что соответствует историческому максимуму не только для этого месяца, но и в целом за все периоды. До этого наибольшее значение уровня цены в августе было достигнуто в 2021 г., когда средняя цена на сырое молоко составила 26,7 руб./кг.

На чем экономят покупатели

В текущих условиях производителям приходится подстраиваться под меняющиеся предпочтения покупателей. Как отметили в «Союзмолоко», новая волна трансформации потребительского поведения в 2022 г. определяется двумя факторами: макроэкономическими условиями и падением доходов населения, а также ценовой конъюнктурой на потребительском рынке.

Экономия стала ключевой покупательской тенденцией 2022 г.: 72% россиян стремятся сэкономить. Тенденции в потреблении молочной продукции в текущем году смещаются в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения на фоне роста цен и повышенных темпов инфляции. Продажи традиционных категорий молочной продукции падают медленнее остальных, при этом ключевыми факторами при выборе товаров являются оптимальный формат упаковки и доступная цена.

Компания NielsenIQ в ходе отраслевого анализа рассмотрела, как меняется категория и чем обусловлена трансформация потребительских привычек. Исследование показало, что в первой половине 2022 г. натуральные продажи большинства категорий в молочной индустрии остались в отрицательной зоне. И если в сегментах современной молочной продукции (питьевых йогуртах, глазированных сырках, творожных десертах и других) продажи резко сократились, то в группе традиционной продукции большинству категорий удалось замедлить снижение по сравнению с прошлым годом.

Продажи сливочного масла и маргарина сократились на 2,3% по сравнению с 9,7% годом ранее, сметаны — на 1,9% против 5,4%, кефира — на 3,7% по сравнению с 7,7%. А самому крупному сегменту традиционной молочной продукции — пастеризованному молоку — и вовсе удалось выйти в позитивную зону (+0,8%), хотя спрос на него ранее снижался. Однако тренды, которые привели к относительному восстановлению продаж в каждой из этих категорий, отличаются.

«Всего несколько лет назад на рынке молочной продукции произошло масштабное событие — на фоне интереса к ЗОЖ привычным для любого покупателя товарам пришлось конкурировать с немолочными альтернативами, а также с товарами с пониженным содержанием жиров. И если первые по-прежнему остаются самым быстрорастущим сегментом — продукты на соевой основе, вокруг которого происходят активные дискуссии, разработка законодательства и расширение ассортимента, то интерес ко вторым частично охладел», — говорится в материалах NielsenIQ. Проведенный компанией анализ показал, что популярность среди покупателей, напротив, приобретают молочные продукты с более высокой степенью жирности, в то время как динамика обезжиренных сегментов зачастую снижается.

Наиболее ярко этот тренд заметен в категории упакованного творога, где товары с показателем жирности менее 2% и обезжиренный творог сокращаются двузначными темпами (что быстрее любого другого сегмента в категории) — январь — июнь 2022 г. к аналогичному периоду годом ранее, офлайн-рынок. При этом единственным растущим сегментом стал творог с жирностью от 2,1 до 5,5%, доля которого приближается к половине от всех денежных продаж категории и занимает лидирующее положение почти во всех российских регионах.

В сегменте пастеризованного молока высокие темпы прироста показывает молоко с жирностью 6%, уступая по динамике натуральных продаж только наиболее дешевому сегменту молока в 2,5%. При этом спрос на молоко разной степени жирности отличается в зависимости от региона: например, молоко с жирностью 4,5% занимает почти четверть денежных продаж в Центральном и Северо-Западном регионах, а молоко с показателем 6% чаще покупают на юге России. Во многом подобные различия обусловлены растущей популярностью более жирных фермерских продуктов и разнообразием местных производителей, от которых зависит степень жирности молочной продукции.

Тенденция к экономии проявляется для каждого покупателя по-своему. Однако эксперты NielsenIQ выделили два наиболее распространенных способа — переключение на товары либо в маленьких, либо в больших упаковках. Если товары в маленьких упаковках изначально дешевле и помогают сократить средний чек текущей покупки, то большие форматы позволяют потребителю приобрести товары по более выгодной цене в пересчете за килограмм или литр и сэкономить в более долгосрочной перспективе.

К примеру, в крупнейшем сегменте традиционной молочной продукции — пастеризованном молоке — привычные объемы товаров от 0,91 до 1 л сократили натуральные продажи, в то время как маленькие форматы (менее 0,9 л) и большие объемы (более 1,1 л) демонстрируют двузначные темпы прироста. При этом самым динамичным форматом стало молоко объемом от 1,1 до 1,4 л, продажи которого выросли сразу на 37% в натуральном выражении. Кроме того, интерес к более объемным форматам растет и в категории упакованного творога, где самым быстрорастущим сегментом стали упаковки весом более 500 гр. (+31,3% в натуральном выражении) на фоне снижения продаж почти всех остальных сегментов.

Перспективность больших упаковок заметна также на примере самых успешных новинок, появившихся в категории пастеризованного молока в 2022 г.: так, в списке топ-10 наиболее популярных новинок по объему натуральных продаж сразу четыре товара приходится на запуски продуктов объемом 1,4 л и более — а значит, большие упаковки обладают серьезным потенциалом для роста.

На фоне тенденции покупателей к экономии еще одним трендом среди потребителей становится покупка товаров под собственными торговыми марками, которые зачастую позволяют купить продукт по более низкой цене по сравнению с брендами. Для молочной продукции развитие частных марок особенно актуально.

Сегмент традиционной молочной продукции является крупнейшим на рынке СТМ: на него приходится 19% денежных продаж всех частных марок на продовольственном рынке. И если в среднем продажи молочных товаров в этой группе растут на 17%, то частных марок — почти вдвое быстрее, на 32%. При этом среди всех продовольственных категорий на российском рынке пастеризованное молоко вносит наибольший вклад в развитие частных марок, уступая только категории пива.

Несмотря на сокращение спроса на молочную продукцию и его трансформацию, по итогам года выпуск молока, по прогнозам Минсельхоза, превысит прошлогодний показатель, достигнув 32,5 млн т. По состоянию на 1 августа производство сырого молока повысилось до отметки 11,1 млн т, что на 3,2% больше прошлогоднего уровня. Ключевым фактором роста в этом сегменте выступает повышение молочной продуктивности коров и внедрение новых технологий на предприятиях отрасли, полагают в сельскохозяйственном ведомстве.

Динамика продаж современной молочной продукции в 1-м полугодии 2022 г., %

Натуральное выражение, %

Денежное выражение, %

Йогурты питьевые

–11,1

5,5

Йогурты ложковые

–16,7

1,4

Глазированные сырки

–10,6

14,4

Густые творожные десерты

–17,2

0,6

Гранулированный творог

–10,7

–1,5

Источник: NielsenIQ
Динамика продаж традиционной молочной продукции в 1-м полугодии 2022 г., %

Натуральное выражение, %

Денежное выражение, %

Молоко пастеризованное

0,8

21,2

Масло сливочное и маргарин

–2,3

20,4

Сметана

–1,9

18,0

Упакованный творог

–5,0

10,3

Кефир

–3,7

12,2

Источник: NielsenIQ

к сведению

В Госдуме предлагают изменить систему племенного животноводства

В нижнюю палату Федерального Собрания внесен законопроект, устанавливающий требования к используемой в РФ импортной племенной продукции. Авторы этого документа — группа депутатов Госдумы — также считают, что в стране необходимо создать специальную информационную систему в области племенного животноводства и с 2026 г. запретить любой оборот племенной продукции, не зарегистрированной в ней.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что устойчивый рост молочной продуктивности коров в РФ в последние годы обусловлен двумя факторами:

  • высокой конкуренцией на рынке племенного материала, что дает возможность предприятиям иметь доступ к лучшей генетике со всего мира, включая российские племенные станции, по приемлемым ценам;
  • активным обновлением популяции молочных коров за счет ввода в хозяйственное использование качественного племенного молодняка, полученного в том числе от семени, разделенного по полу, которое в настоящее время не производится на территории РФ.

Племенное маточное поголовье крупного рогатого скота молочного направления продуктивности составляет около 1,0 млн племенных коров (16,8% удельного веса от общего поголовья коров). Ежегодная реализация племенного молодняка собственной репродукции осуществляется в объеме 95—100 тыс. голов, импорт составляет порядка 37—50 тыс. голов в год (93% от всего импорта ввозятся животные голштинской породы для комплектования производственных мощностей в рамках инвестиционных проектов).

«В настоящее время наблюдается дефицит высокопродуктивных племенных коров голштинской породы в стране, имеется потребность в импорте: в 2021 г. составил 50,8 тыс. голов, что на 17,6 тыс. голов выше показателей 2016 г.», — пишут авторы поправок. Право закупать иностранную генетику дает племенным хозяйствам возможность выбора среди всех мировых производителей, что автоматически увеличивает вероятность подбора наиболее качественного материала.

Для решения указанных вопросов законопроектом предлагается уточнить порядок выдачи разрешения на импорт племенной продукции (материала). Так, разрешение, в соответствии с предлагаемым законопроектом порядком, будет выдаваться на основании генетической экспертизы ввозимой племенной продукции (материала), которая будет осуществляться аккредитованными лабораториями.

По экспертным данным, стоимость генетического анализа одной головы племенного животного в настоящее время составляет порядка 4000 руб. В 2021 г. ввезено в Россию около 5 млн доз семени от 120 племенных быков. Авторы поправок рассчитали, что финансовая нагрузка в год на организацию, осуществляющую импорт семени в объеме 1,5 млн доз от 60 племенных быков-производителей, при проведении генетических экспертиз в нашей стране составит порядка 240 тыс. руб.

Учитывая, что закупка импортируемого семени племенных быков-производителей составляет около 1,5 долл. за дозу, а ее реализации в РФ осуществляется по цене 6—8 долл., расчетные дополнительные затраты для участников рынка не будут являться существенной финансовой нагрузкой и не должны повлиять на конечную цену племенной продукции.

Законопроектом также предлагается создать в России федеральную государственную информационную систему в области племенного животноводства. В этой базе данных будут регистрировать племенных животных и племенные стада, вести учет племенных хозяйств, проводить анализ и обработку представленной информации. Сейчас данные о результатах селекционно-племенной работы собирает подведомственное Минсельхозу России учреждение. Такие данные власти субъектов подают раз в год.

Система также позволит разрабатывать селекционные программы и мероприятия, способствующие развитию отечественного племенного животноводства и снижению зависимости от поставок генетического материала из-за рубежа, отмечают авторы проекта. Планируется, что большинство положений нового закона начнут действовать с 1 марта 2023 г.