В 2022 г. действует мораторий на проведение экологических проверок предприятий, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336. Однако внеплановые экологические проверки все равно проводятся и будут проводиться в отношении предприятий. Расскажем, кого они могут затронуть и как к ним подготовиться.
Для снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций правительство приняло постановление № 336, которое предписывает с 10 марта остановить плановые проверки компаний со стороны Росприроднадзора, МЧС, Ростехнадзора и других ведомств. При этом назначать какие-либо контрольные мероприятия до конца 2022 г. можно только при обнаружении факта или риска причинения вреда окружающей среде.
Несмотря на это, ведомства продолжают проводить проверки, а нормативные акты регулируют далеко не все вопросы, возникающие в связи с мораторием. Однако на текущий момент есть статистика и судебные кейсы, которые позволяют прояснить многие моменты.
Кого послабления не затронули
Мораторий не коснулся предприятий, чья деятельность напрямую связана с воздействием на экологию, например производств второго класса опасности. Это газо- и нефтепроводы, производства по переработке угля, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и т.д.
Также под ограничение не попали мероприятия санитарно-эпидемиологического, пожарного и ветеринарного надзора. Они актуальны для объектов из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, то есть для компаний, специализирующихся на водоподготовке и водоснабжении, а также задействованных в сфере общественного питания, жилищного хозяйства и т.д.
Плановые проверки таких объектов продолжаются, причем в 2023 г. Минэкономразвития предлагает проводить плановые контрольные мероприятия только в отношении этих объектов. Соответствующее постановление правительства было принято 01.10.2022 (постановление № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336»).
Какие проверки были в 2022 г.
По данным Доклада о контроле1, с июля 2021 г. по июль 2022 г. проведено в три раза меньше контрольных мероприятий по сравнению с 2019 г. — годом до «ковидного» и антисанкционного мораториев. Преобладали такие виды контроля, как пожарный надзор МЧС (30% всех проверок), санитарно-эпидемиологический контроль Роспотребнадзора и проверки Роструда.
Кроме того, в 2022 г. мы видим рост проверок, организованных силами прокуратуры. Вопрос толкования моратория по отношению к ним довольно интересный.
Приведу пример. По итогам прокурорской проверки челябинский индивидуальный предприниматель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и был оштрафован. Предприниматель не согласился с этим, так как посчитал, что прокурорская проверка должна быть прекращена по постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, — и оспорил штраф.
Суд решил, что введенный постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 мораторий на проведение проверок и контрольных (надзорных) мероприятий не распространяется на проверки органов прокуратуры, осуществляемые в ходе прокурорского надзора, поскольку в силу п. 7 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится (решение Каслинского городского суда Челябинской области от 07.06.2022 по делу № 12-34/2022).
Напрашивается мысль о внесении изменений в постановление о моратории, потому что это, по сути, законодательный пробел. Ведь в постановлении предусмотрен порядок согласования проверок с органами прокуратуры, и в этой части сама себе согласовывать проверки она не должна.
Вывод: в случае прокурорской проверки ссылаться на мораторий может быть бесполезно — сразу готовьтесь к тому, что потребуются активные действия, такие как оспаривание решений в полном формате, как это было до моратория.
Когда ждать внеплановую проверку
Формально есть пять оснований для проведения проверки в период действия моратория:
-
угроза жизни или факт причинения тяжкого вреда здоровью граждан. Например, если соответствующие ведомства заметили, что объемы вредных выбросов на предприятии превышают допустимые, или же там произошла авария;
-
нарушение безопасности страны. Это может быть связано, например, с ухудшением качества потребляемой населением страны питьевой воды;
-
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
-
нарушение требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков;
-
отказ от устранения нарушений в установленные сроки.
Однако если оснований для проверки компании нет, надзорные органы вправе нанести профилактический визит. Такая практика получила распространение, и профилактические мероприятия впервые в истории РФ превысили количество проверок, а вместо штрафов организации получили 688 тыс. предостережений2.
Как подготовиться к проверке
Перед внеплановой проверкой контролирующие органы обязаны предупредить о визите за 24 часа. Времени на подготовку остается мало, поэтому действовать нужно оперативно.
Важно сообщить об ожидаемой процедуре сотрудникам и провести инструктаж. В том числе стоит донести до персонала правила поведения при общении с инспектором.
Оставаться вежливыми, не грубить. Не поддаваться на провокации.
Четко отвечать на вопросы. При этом избегать домыслов и сообщений непроверенной информации.
Какие конкретно будут задаваться вопросы, можно узнать из соответствующих нормативных документов. При проведении государственного экологического надзора инспектор может задавать только вопросы, утвержденные приказом Росприроднадзора от 22.02.2022 № 115 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора)».
Предоставлять дополнительные документы или письменные разъяснения можно только при согласовании с руководством.
Нарушения со стороны инспектора стоит зафиксировать, чтобы в дальнейшем использовать для оспаривания результатов.
Например, контрольный орган или суд отменит решения, принятые по результатам проверки, проведенной с нарушением сроков. Решение, принятое на основании оценки соблюдения документов, не являющихся обязательными требованиями, тоже можно оспорить. В целом для того чтобы своевременно определить неправомерные действия инспектора, необходимо обеспечить присутствие юриста на проверке или детально изучить Закон № 248-ФЗ. Нарушением является привлечение к проведению мероприятия лиц и совершение действий, не предусмотренных этим законом.
Нельзя оставаться наедине с инспектором. Общаться с должностными лицами допустимо только в приутствии нескольких свидетелей.
Нельзя отказываться от подписания акта. Если вы не согласны с результатами проверки, следует сделать соответствующую пометку в документе.
Чтобы оспорить заключение инспектора, следует в течение 15 дней направить обоснованное возражение в региональный надзорный орган. В суде штраф можно обжаловать на протяжении 10 дней. В суд направляется иск с обоснованными возражениями. К нему прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.
Для минимизации риска негативных последствий по результатам проверки следует систематически проводить независимый экологический аудит. Он позволит выявить несоответствия требованиям и своевременно их устранить. В первую очередь процедура определяет, соответствует ли деятельность компании требованиям безопасности. Это касается охраны атмосферного воздуха и воды, обращения с отходами. Также появляется возможность определить, каких документов не хватает, чтобы успеть их восстановить или подготовить.