Власти и участники рыболовного рынка не могут прийти к компромиссу о проведении второго этапа инвестиционных квот. Данный механизм предполагает, что государство выделяет предприятиям квоты на вылов водных биоресурсов, взамен они берут на себя обязательства по строительству судов и рыбоперерабатывающих заводов. Первый этап был запущен в 2017 г., начало второго этапа запланировано на 2023 г. Эксперты полагают, что расширение механизма несет в себе серьезные риски для отрасли — совокупные потери могут составить 998 млрд руб.
Законопроект, предусматривающий расширение механизмов предоставления квот добычи водных биоресурсов в инвестиционных целях на строительство современных и безопасных судов рыбопромыслового флота, а также береговых перерабатывающих мощностей, сейчас находится на рассмотрении Госдумы. Он направлен на повышение эффективности освоения высоколиквидных объектов промысла: крабов, моллюсков и ценных беспозвоночных.
Согласно проекту в рамках второго этапа предполагается выделение под инвестквоты дополнительных 20% общих допустимых уловов (ОДУ) рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% ОДУ отдельных видов крабов в определенных районах промысла, а также 100% ОДУ таких водных биоресурсов, как морские гребешки, трубачи, морские ежи серые, морские ежи черные, трепанги. Авторы законодательной инициативы рассчитывают, что это позволит построить порядка 30 высокоэффективных судов рыбопромыслового флота, 35 судов-краболовов и около восьми современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке.
Чиновники готовы к переговорам
19 октября состоялись парламентские слушания в Госдуме по данному законопроекту. На мероприятии глава Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что по итогам первого этапа реформы построен 21 рыбоперерабатывающий завод, новые мощности обеспечивают налоговую отдачу и новые рабочие места, флот пополнили семь рыбопромысловых судов — эффективных, безопасных и комфортных в плане труда и жизни для рыбаков.
«Проблемы, безусловно, существуют, мы о них всегда говорили и говорим. При этом понимаем, что надо дальше двигаться с точки зрения инвестиционного развития: строить флот, создавать инфраструктуру. Да, действительно, это серьезная проблема. С задержками срока строительства. Но мы же не изымаем квоты для тех инвесторов, которые еще не ввели суда в эксплуатацию», — прокомментировал И. Шестаков. Он напомнил о том, что сейчас квоты используются по историческому принципу предприятиями, которые до этого осуществляли вылов, но не хотят при этом инвестировать в развитие отрасли: не хотят инвестировать в регионы, в которых они работают, не хотят строить рыбоперерабатывающие заводы.
Регулятор считает, что важно спрогнозировать загрузку верфей для компаний, которые производят новое рыбопромышленное оборудование. При этом необходимо учитывать все мнения по сохранению стабильности социально-экономического благополучия регионов. «Нам очень важно вместе посмотреть все риски. Ресурсы, квоты на вылов никто не забирает, они, по сути дела, перераспределяются по тем компаниям, которые хотят инвестировать в свое развитие, в развитие отрасли и регионы», — пояснил И. Шестаков.
Ведомство понимает, что законопроект требует корректировки, и готово к обсуждению и с регионами, и с рыбацким сообществом всех вопросов. «Есть дискуссия по поводу того, что мы предложили выставить ценные морепродукты на аукцион. Это вызывает опасения у многих регионов. Давайте вместе подумаем над перечнем тех видов водных биоресурсов, которые будут предложены на аукцион, для того чтобы не допустить перекоса по отдельным регионам и не допустить социальных рисков. Например, для Сахалина, Курильских островов», — сказал И. Шестаков.
Также он предложил подумать над тем, как отделить малый бизнес, который реально существует, от крупного, который разбит на мелкие компании для налоговой оптимизации. Росрыболовство готово выработать модель, чтобы поддержать малый бизнес и не забирать у них ресурс. Возможно, это будут перечни предприятий, которые пропишут и направят чиновникам губернаторы.
Более 100 компаний могут остаться без ресурсов
О необходимости доработки законопроекта по инвестквотам на парламентских слушаниях также говорил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Пономарев. В ходе выступления парламентарий заявил, что Совет Федерации, как палата регионов, не может оставаться в стороне и игнорировать отрицательные отзывы прибрежных субъектов на законопроект о расширении действия механизма.
В. Пономарев напомнил, что первый этап введения инвестквот для рыбаков предполагал техническое перевооружение рыболовного флота. В частности, к 2024 г. должно быть построено 105 рыболовецких судов. «На сегодняшний день из них спущено на воду только десять. При этом закладка 20 судов даже не состоялась, а остальные проекты находятся в стадии перенесения сроков из-за введенных против России санкций», — рассказал сенатор.
По данным Совета Федерации, принятие закона только на Дальнем Востоке лишит производственного ресурса 116 предприятий, среди которых 74 субъекта малого и среднего бизнеса, а 17 — градо- и поселкообразующие. «Законопроект приведет к их банкротству и, как следствие, к ликвидации населенных пунктов и оттоку населения с Дальнего Востока. В сложившейся ситуации все усилия Росрыболовства должны быть направлены на конструктивное взаимодействие с отраслевыми союзами и ассоциациями по поиску компромиссных решений, которые будут действительно экономически выгодны, а не губительны для региональных бюджетов. Мы не имеем ни юридического, ни морального права принимать этот закон, если все рыболовецкие регионы против», — сказал сенатор.
В. Пономарев отметил, что строительство рыболовецких судов в рамках первого этапа уже идет с большим отставанием. «Лишь после системного анализа первого этапа инвестквот целесообразно переходить ко второму. Считаем переход ко второму этапу в сложившихся условиях несвоевременным и не отвечающим государственным интересам», — сказал сенатор.
В ходе слушаний выступили четыре представителя Камчатского края с единой позицией относительно данной законодательной инициативы. По результатам слушаний планируется создать согласительную комиссию для доработки законопроекта. В ее состав могут войти, помимо законодателей и представителей профильных министерств, губернаторы и спикеры законодательных собраний рыбацких регионов.
Рыболовный флот устаревает и сокращается
В пояснительной записке к проекту документа говорится, что он разработан в целях обновления основных производственных фондов с повышением экономической эффективности использования водных биоресурсов. Выполнить эту задачу в условиях ограниченной ресурсной базы возможно только путем изменения структуры производства, повысив степень и глубину переработки и, соответственно, обеспечив большую добавленную стоимость, считают авторы поправок.
По их данным, с 2000 г. количество судов рыбопромыслового флота сократилось на 45%, флот практически не обновлялся. При этом слабо развивалась и береговая переработка.
В 2005 г. состав судов насчитывал почти 3 тыс. единиц, но к 2017 г. ввиду морального и физического старения (возраст судов — 30—40 лет) из состава флота выбыло почти 600 единиц. Строительство новых судов на отечественных верфях не осуществлялось из-за более конкурентоспособных условий европейских и азиатских верфей по срокам, стоимости и компетенциям. Также рыбаки предпочитали приобретать бывшие в употреблении суда иностранной постройки или модернизировать существующий флот.
Меры господдержки строительства судов (субсидирование процентной ставки по кредитам или предоставление утилизационного гранта) оказались неэффективны и не востребованы для рыбохозяйственной отрасли. К 2030 г. прогнозируется вывод из эксплуатации еще более 1 тыс. единиц флота, следует из пояснительной записки к законопроекту.
Также там содержится информация, что реализуемый с 2017 г. механизм инвестиционных квот позволил привлечь дополнительные инвестиции на обновление основных фондов. Инвестиции в 2019 г. выросли по отношению к 2018 г. более чем на 22,4% и составили 45 млрд руб. В 2020 г. прирост инвестиций составил уже 51,3% и достиг 68,1 млрд руб. С начала реализации механизма инвестиционных квот налоги по виду экономической деятельности «Рыболовство и рыбоводство» выросли более чем в два раза.
Объем инвестиций по заключенным договорам в рамках реализации механизма инвестиционных квот оценивается на уровне 230,3 млрд руб. Большую часть инвестиций (почти 88%) составили вложения в обновление судов (Север — 25 единиц, Дальний Восток — 33 единицы), которые позволят обновить добывающие мощности на 80% на Севере и на 40% на Дальнем Востоке.
Базовыми преимуществами новых судов рыбопромыслового флота являются сокращение удельного потребления топлива, автоматизация перерабатывающего производства, использование более производительных судовых промысловых и рыбоперерабатывающих комплексов. Так, сокращение потребления топлива на 10% на судах рыбопромыслового флота может приносить ежегодно не менее 3 млрд руб. валовой прибыли, а также соответствующие налоговые доходы.
В завершение картины в приложении к проекту закона приводятся и сведения о результатах работы отрасли в целом. По предварительным данным отраслевой системы мониторинга, российские рыбаки завершили 2021 г. с опережением 2020 г. в 1,5%: во всех бассейнах страны и за пределами российских вод добыто более 5,05 млн т рыбы. Этот показатель оказался выше рекордного вылова 2018 г., когда отечественные рыбаки впервые преодолели планку в 5 млн т (лучший показатель с 1992 г.).
В разрезе основных видов продукции в январе — ноябре 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. сократилось производство рыбы мороженой — на 2,1%; консервов рыбных — на 9,9%. При этом увеличился объем производства икры лососевых — в два раза; мяса рыб (включая фарш) мороженого — на 61,4%; филе рыбного мороженого — на 23,3%; рыбы, включая филе, копченой — на 2,9%; икры осетровых — на 16,4%.
Цифры демонстрируют изменение структуры производства и подходов рыбопромышленных компаний к вопросам выпускаемой продукции и добавленной стоимости. «Это стало возможным в том числе благодаря вводу в эксплуатацию в рамках реализации механизма инвестиционных квот более 20 береговых заводов. Анализ производства продукции по указанным инвестиционным объектам показал, что порядка 70% уловов в рамках инвестиционных квот перерабатывается в филе и рыбный фарш», — подчеркнули авторы поправок.
Малым предприятиям не по силам участие в аукционах
С жесткой критикой законопроекта выступают ряд отраслевых объединений. Так, в марте текущего года Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) подготовила заключение на пояснительную записку к проекту федерального закона об инвестквотах с подробным анализом ситуации в отрасли. В материалах ассоциации говорится, что в пояснительной записке есть информация о сокращении количества рыбопромысловых судов, но не учитывается рост суммарного дедвейта и энерговооруженности рыбопромыслового флота в 2014—2020 гг.
Согласно Докладу к заседанию Президиума Госсовета в октябре 2015 г., в начале 2000-х гг. в России существовал избыточный рыбопромысловый флот, ориентированный на вылов традиционных массовых видов, промысловые мощности которого превышали общие допустимые уловы (ОДУ) в три раза, что способствовало нерациональному изъятию водных биоресурсов, в том числе посредством браконьерского лова. После начала 2000-х гг. количество рыбопромыслового флота, превышавшего тогда возможности ресурсной базы в три раза, сократилось на 25%, а состояние ресурсной базы практически не изменилось. Следовательно, количество рыбопромыслового флота достаточно для освоения рыночно востребованной части ресурсной базы, считают участники рынка.
Десять лет назад, в 2011 г., в России, по данным Росстата, насчитывалось 895 рыболовных судов суммарной вместимостью 1 261 684 брутто-регистровых т, суммарным дедвейтом 620 907 т, суммарной мощностью 1 361 689 кВт. По данным на начало 2022 г., в России насчитывалось 825 рыболовных судов суммарной вместимостью 1 282 047 брутто-регистровых т, суммарным дедвейтом 693 912 т, суммарной мощностью 1 498 508 кВт.
Таким образом, за период с 2011 по 2021 г. суммарное количество рыболовных судов снизилось на 70 единиц (в среднем на семь судов в год), но суммарная валовая вместимость, дедвейт и мощность выросли на 1,6%, 11,7% и 10% соответственно. С учетом того, что промысловое оборудование на судах обновлялось, можно сделать вывод, что рост энерговооруженности флота на 10% привел к росту суммарного промыслового усилия более чем на 10%.
В пояснительной записке не отражен такой важный экономический факт, как снижение сальдированного финансового результата отрасли в 2020 г. на 22 млрд руб. (на 19,6%) и снижение прибыли на 19,5 млрд руб. (на 16,7%). Это произошло впервые с 2005 г. Кроме того, в пояснительной записке нет данных о резком росте просроченной кредиторской задолженности предприятий по виду деятельности «рыболовство и рыбоводство», которая увеличилась в 8,4 раза.
Законопроект затрагивает интересы всех без исключения пользователей квот, но пояснительная записка содержит экономические оценки только для участников инвестиционных проектов, составляющих меньшинство предприятий. Для большинства предприятий, которые не участвуют в инвестиционных проектах и теряют от 40 до 100% квот (в зависимости от объекта промысла), никаких экономических оценок не сделано.
«С учетом расположенности рыбодобывающих регионов на удаленных морских окраинах России, требующих роста численности жителей для обеспечения стратегических интересов России, а также значимости МСП как источника рабочих мест, гарантиям продолжения их деятельности должно быть уделено особое внимание. Однако в законопроекте таковых нет», — подчеркнули в ВАРПЭ по результатам анализа документа. Цена участия в инвестиционных проектах начинается от 500 млн руб. — суммы, недоступной для большинства малых и средних предприятий.
Расчеты ассоциации, выполненные в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. № 669, показывают, что издержки предприятий для исполнения требований, содержащихся в проекте федерального закона, составят не менее 471 млрд руб. С учетом указанных в финансово-экономическом обосновании суммарных экономических потерь в размере 527 млрд руб. совокупные потери для отрасли составят 998 млрд руб., что в 3,2 раза превышает объем инвестиций.
Наличие морских судов в России
|
2011 |
2021 |
2021/2011, % |
||||||
количе- ство, ед. |
дедвейт, т |
мощ- ность, кВт |
количе- ство, ед. |
дедвейт, т |
мощ- ность, кВт |
количе- ство, ед. |
дедвейт, т |
мощ- ность, кВт |
|
Всего |
895 |
620 907 |
1361689 |
825 |
693 912 |
1498508 |
–7,82 |
11,76 |
10,05 |
0—5 лет |
4 |
401 |
1628 |
28 |
35 397 |
78 187 |
600,00 |
8727,18 |
4702,64 |
6—10 лет |
17 |
4165 |
15 487 |
10 |
16 941 |
34 424 |
–41,18 |
306,75 |
122,28 |
11—15 лет |
29 |
9732 |
28 292 |
6 |
2507 |
9906 |
–79,31 |
–74,24 |
–64,99 |
16—20 лет |
180 |
117 669 |
255 467 |
40 |
27 662 |
72 945 |
–77,78 |
–76,49 |
–71,45 |
21—25 лет |
260 |
196 355 |
471 602 |
68 |
46 149 |
121 556 |
–73,85 |
–76,50 |
–74,22 |
26—30 лет |
202 |
133 797 |
317 416 |
186 |
184 735 |
347 449 |
–7,92 |
38,0 |
79,46 |
более 30 лет |
203 |
158 788 |
271 797 |
487 |
380 521 |
834 041 |
139,90 |
139,64 |
206,86 |
Источник: Росстат