Ведение воинского учета является обязанностью организации независимо от ее формы собственности и организационно-правовой формы. Как следует вести воинский учет? Какие нужно запрашивать документы у соискателей при оформлении на работу? Какую отчетность надо представлять работодателям в военкоматы? Если организация не ведет воинский учет, какая ответственность ее ожидает? Ответы на эти и другие вопросы представлены в этой статье.
Отметим, что воинский учет никогда не был в числе основных задач для компаний. Многие организации, в основном из числа малого бизнеса, не вели воинский учет ввиду незначительных штрафных санкций. Однако Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 о частичной мобилизации заставил бизнес расставить приоритеты. В связи с этим мы решили напомнить, что должен делать и знать работодатель по ведению воинского учета.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне» организации должны вести воинский учет. Порядок ведения воинского учета предусмотрен Методическими рекомендациями по ведению учета в организациях, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017, и регламентирован постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (с изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 719).
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны РФ (далее — учетные документы) (п. 27 постановления № 719).
Пунктом 28 постановления № 719 документами, на основании которых ведется воинский учет и заполняются учетные документы, являются:
-
удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
-
военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.
Что делают сотрудники, ответственные за воинский учет
В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет работники, которые ведут воинский учет в организациях:
-
проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении);
-
заполняют учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета (при этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет);
-
разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
-
информируют военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
-
выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) их с работы (из образовательной организации) сведения по форме согласно приложению № 2 для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военкоматах или органах местного самоуправления.
Сбор, хранение, обработка и передача сведений по воинскому учету
В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:
-
выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
-
ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет;
-
направляют в двухнедельный срок в военкоматы сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (при необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства (месту пребывания) либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в военкоматы);
-
направляют в двухнедельный срок по запросам военкоматов необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
-
сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
-
сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах в военкоматах;
-
вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об этих изменениях в военкоматы;
-
оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военкоматов или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в указанные места, в том числе в периоды мобилизации, военного положения.
Документы по ведению воинского учета в организациях
В каждой организации должны быть утверждены/вестись:
-
приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
-
план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
-
картотека личных карточек формы № Т-2 и Т-2ГСМ на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
-
журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
-
расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
-
служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
-
другие документы.
На каждого гражданина, подлежащего воинскому учету, ведется личная карточка по форме, утвержденной приказом Минобороны от 22.11.2021 № 700 (приложение № 22).
Если работник попадает под категорию призывников, то его карточка формируется на основании удостоверения по призыву на военную службу (приписного свидетельства). По военнообязанному работнику карточка ведется на основании военного билета (временного удостоверения).
В карточке нужно указывать наименование организации-работодателя, ФИО, сведения об образовании, профессии, семейном положении, составе семьи, паспортные данные, адрес места жительства, сведения о воинском учете, о приеме на работу (увольнении).
Как уже упомянули, учет осуществляют работники на основании приказа работодателя. В нем нужно указать ответственных за воинский учет. Число ответственных в каждой организации зависит от общей численности военнообязанных сотрудников.
При определении количества работников, осуществляющих воинский учет, работодатели должны руководствоваться нормами, утвержденными постановлением № 719.
Если в компании работает:
-
менее 500 военнообязанных, то воинский учет может вести один работник, выполняющий данные обязанности по совместительству;
-
от 2 тыс. до 4 тыс. военнообязанных, то воинский учет в качестве своей основной трудовой обязанности должны осуществлять два сотрудника.
Если на воинский учет планируется привлечь двух и более сотрудников, то их объединяют в отдельное подразделение. В приказе также нужно прописать, кто из работников будет отвечать за воинский учет в период отсутствия ответственного за учет сотрудника. При этом отдельным приказом следует утвердить инструкцию. В ней должны быть прописаны обязанности и сроки, которые должны исполняться работниками, ответственными за ведение воинского учета. В военкомат также подается список лиц, не состоящих на воинском учете, подлежащих первоначальной постановке, а также анкеты этих граждан. Формы указанных документов утверждены постановлением Правительства РФ от 14.10.2021 № 1746.
Ответственность за неведение в компании воинского учета
Если в организации не ведется воинский учет, то на организацию или на должностное лицо может быть наложен административный штраф.
За непредставление в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных военнообязанных гражданах организации грозит административный штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. Это следует из ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. За непредставление сведений по запросу военкомата на организацию может быть наложен штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а на должностное лицо — от 300 до 500 руб.