Вправе ли пенсионер, уволенный по сокращению численности работников, претендовать на получение среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, если он своевременно обратился в службу занятости и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения? Разъяснения на этот счет содержатся в письме Минтруда России от 10.10.2022 № 14-1/ООГ-6387.
Действующее законодательство не содержит запрета на трудоустройство лиц, являющихся пенсионерами. Гарантии работникам при увольнении по сокращению численности или штата работников, а также при ликвидации работодателя установлены ст. 178 ТК РФ. В этой норме отсутствуют какие-либо положения, касающиеся исключительно пенсионеров. Следовательно, при сокращении работника-пенсионера на него распространяются те же гарантии, что и на остальных работников.
Какие гарантии предусмотрены трудовым законодательством
Статьей 178 ТК РФ предусмотрено, что увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если длительность трудоустройства уволенного работника превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить сокращенному работнику средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Что сказал Минтруд
Специалисты трудового ведомства разъяснили, что положения ст. 178 ТК РФ, определяющие двухмесячный срок для сохранения среднего месячного заработка уволенному работнику, являются общей нормой. А третья часть ст. 178 ТК РФ является исключением из общего правила, то есть специальной нормой, применяемой в случае, если гражданин в двухнедельный срок после увольнения обратился в органы службы занятости, был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного, осуществлял поиск работы при посредничестве органов службы занятости и не был трудоустроен по истечении третьего месяца со дня увольнения. Следовательно, тот факт, что уволенному работнику не удалось трудоустроиться в течение трех месяцев со дня увольнения, и является исключительным случаем.
В Определении от 29.11.2012 № 2214-О Конституционный суд РФ выявил конституционный смысл части ст. 178 ТК РФ, касающейся сохранения заработка за третий месяц после увольнения. Он заключается в том, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты (своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев), но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
В связи с этим Минтруд России в комментируемом письме указал, что вывод об исключительности случая проистекает из деятельности органа службы занятости по оказанию содействия уволенному работнику в поиске подходящей работы. А это не является предметом регулирования трудового законодательства. Специалисты трудового ведомства также отметили, что в качестве иных имеющих значение обстоятельств органами службы занятости рассматриваются в том числе наличие отказов гражданина от вариантов подходящей работы, несвоевременное посещение им работодателей, нарушение без уважительных причин установленных сроков и условий перерегистрации его в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного. При этом согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия, не могут быть признаны безработными.
Из сказанного Минтрудом России можно сделать вывод, что уволенный по сокращению пенсионер вправе претендовать на сохранение за ним среднемесячного заработка за второй месяц после увольнения, если в этот срок он так и не трудоустроился. Что касается сохранения за ним заработка за третий месяц, то этот вопрос решается службой занятости индивидуально исходя из конкретных обстоятельств и с учетом того, что пенсионер не может быть признан безработным.
Как складывается судебная практика
У судов нет единого мнения по поводу сохранения за уволенным пенсионером среднего заработка за третий месяц.
Так, в Определении от 29.08.2013 № 44Г-2427/2013 Краснодарский краевой суд указал, что, поскольку пенсионер не может быть признан безработным, за ним не может сохраняться средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, так как он уже социально защищен государством.
Другие суды признают наличие у сокращенного пенсионера права на сохранение среднего месячного заработка за третий месяц после увольнения. Но при этом они расходятся в оценке того, как на это право влияет факт невозможности признания пенсионера безработным.
Так, Тверской областной суд в Апелляционном определении от 24.12.2013 по делу № 33-4635 рассмотрел ситуацию, когда пенсионер был уволен в связи с ликвидацией компании. Он в двухнедельный срок после увольнения обратился в орган службы занятости населения, но так и не был им трудоустроен в течение трех месяцев со дня увольнения. Суд указал, что хотя пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений и на них распространяются предусмотренные Трудовым кодексом гарантии, они лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников, в связи с чем, в частности, не могут быть признаны безработными. Факт получения пенсии сам по себе не лишает уволенных пенсионеров права на получение предусмотренных ст. 178 ТК РФ выплат. Но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу положений ст. 178 ТК РФ для сохранения заработка за третий месяц. Сам по себе факт постановки уволенного пенсионера на учет в органе службы занятости населения, его нетрудоустройство этим органом не могут быть расценены в качестве таких исключительных обстоятельств.
А вот Московский городской суд в Апелляционном определении от 24.08.2018 по делу № 33-36753/2018 высказал иное мнение. Он указал, что положения ст. 178 ТК РФ распространяются в равной степени и на лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию, поскольку они наравне с иными гражданами вправе обращаться в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. Факт того, что указанные лица не могут быть признаны безработными, не означает невозможности сохранения за ними среднего заработка в случае увольнения по сокращению численности или штата работников организации, поскольку такая выплата связана с фактом невозможности трудоустройства конкретного лица, а не с фактом признания его безработным.