Пандемия, санкции и мобилизация не сломали систему госуправления экономикой, а сделали ее более гибкой и адаптивной, считают участники XX Форума стратегов. Правительство реализует оперативные планы поддержки предпринимателей и населения, «вписывая» эти инструменты в существующую систему принятия решений. Вместе с тем сегодня нужно четко нацеливать государственные программы на реальное улучшение условий ведения бизнеса и жизни россиян, а также давать больше средств и полномочий регионам.
Согласно оценке главы МЭР Максима Решетникова, данной на XX Общероссийском форуме стратегов, за последние три года Кабинет министров сумел сформировать культуру сочетания оперативного и стратегического управления экономикой. В результате система государственного управления в РФ позволяет быстро и гибко реагировать на текущие и потенциальные вызовы. А они следуют один за одним: пандемия коронавируса, шквал западных санкций, частичная мобилизация, и, похоже, это далеко не закрытый перечень...
Правительство в сжатые сроки разработало и реализует несколько оперативных планов. В 2020 г. был сформирован Общенациональный план адаптации экономики и восстановления занятости в условиях распространения коронавируса. В начале нынешнего года разработан План первоочередных мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций. В сентябре появился План поддержки экономики в условиях частичной мобилизации.
«Все эти планы формируются на основе обратной связи, — подчеркнул г-н Решетников. — И не только и не столько на базе предложений ведомств, сколько по предложениям бизнеса, ассоциаций, регионов».
Например, к Плану первоочередных мер повышения устойчивости в условиях санкций было направлено более 30 тыс. предложений в ГАС «Управление». Они были изучены ведомствами, а ключевые идеи рассматривались на госкомиссии под руководством председателя Кабинета министров.
Отдельное внимание министр уделил скорости реализации планов: «Благодаря совместной работе с Государственной Думой и Советом Федерации даже самые сложные законодательные инициативы рассматриваются и принимаются оперативно. По ключевым вопросам проходят совещания у президента страны, когда сложные вопросы обсуждаются и принимаются окончательные решения. Но если решение принято, оно реализуется в самые короткие сроки».
Так, в рамках Плана первоочередных мер более 90% инструментов госполитики уже запущено, проведен анализ их воплощения в жизнь, и сейчас на финальной стадии рассмотрения находятся законопроекты, нацеленные на продление части механизмов на 2023 г.
Правительство вовремя переходит от решения оперативных вопросов к стратегическим задачам. После начала череды кризисов были актуализированы национальные проекты. Сформированы стратегические инициативы — дополнительные мероприятия, которые позволяют при относительно небольших финансовых затратах качественно изменить ситуацию в тех или иных сферах. В региональном разрезе вместе с субъектами Федерации Кабинет министров разработал модели экономического развития до 2030 г.
В этом году с учетом новых вызовов правительство начало использовать новые инструменты госуправления — стратегические сессии по ключевым отраслям экономики. В ходе их проведения были выделены основные приоритеты, рассмотрены сценарии развития до 2030 г. С их учетом формировался федеральный бюджет на 2023—2025 гг., уточнены многие программы и федеральные проекты.
Тем не менее сложившаяся система госуправления экономикой, по мнению председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Программно-целевое управление, заложенное в основу института госпрограмм, предполагает создание такой среды, которая генерировала бы данные для своевременного принятия решений.
Многие госпрограммы сейчас находятся, мягко говоря, далеко от того уровня эффективности, которому они должны соответствовать в реальности. В качестве примера можно привести работу государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), на создание было израсходовано 2 млрд руб. «Это должна была быть разветвленная система: данные по тарифам, платежам в каждом доме должны туда заноситься, мы должны были знать о состоянии тарифной ситуации и платежей в режиме реального времени. Но туда заносится лишь 30% данных, — сказал г-н Кудрин. — В результате правительство не знает реальную ситуацию в ЖКХ в регионах».
Различия в уровне социально-экономического развития регионов, по словам председателя Комитета Госдумы по бюджету Андрея Макарова, нарастают. С помощью инструментов бюджетного выравнивания эту проблему пока решить не удалось. В 2016 г. разрыв в бюджетном обеспечении десяти самых богатых регионов и десяти самых бедных до выравнивания составлял 5,7 раза, а после бюджетных вливаний равнялся 2,5 раза. В нынешнем году эти показатели выросли до отметки 6 и 2,9 раза соответственно.
Регионам в условиях масштабной волны санкций и структурной перестройки экономики нужны средства для преодоления возникших острых проблем и расширение полномочий для эффективного использования этих денег.
«Полномочия, которые мы дали регионам на два ковидных года, надо переводить на постоянную основу. Это им даст возможность самим планировать свое развитие», — считает депутат.