Известный мем из басни Ивана Крылова во многом объясняет успешную адаптацию отечественных предпринимателей к валу внешних ограничений и призыву резервистов. Подавляющая часть бизнесменов (свыше 70%) полностью привыкла к санкциям или вовсе их не замечает. Главная «печалька» предпринимательского сообщества — слабый спрос покупателей и неповоротливость банковской системы, медленно выдающей кредиты под импортозамещение.
Время идет и уносит с собой прежние тревоги, связанные с начавшимся весной потоком западных санкций, и новые страхи, вызванные совсем недавней частичной мобилизацией. Большинство российских бизнесменов (55,4%) уже полностью адаптировались к внешним ограничениям, а 16,3% их совсем не замечают. Лишь 10,5% предпринимателей так и не смогли приспособиться к резко изменившимся условиям своей работы. Таковы результаты последнего опроса аппарата бизнес-омбудсмена.
«Свято место пусто не бывает». Большая часть опрошенных представителей бизнес-сообщества смогли найти за свои деньги новых поставщиков сырья, материалов и оборудования взамен доставляемых ранее западными партнерами. 23,6% предпринимателей отыскали такие же продукты и технологии, 22,3% подобрали аналоги среди российских компаний, 13,5% — за рубежом.
Похожая ситуация сложилась с кадрами, которые были призваны в ряды вооруженных сил в результате частичной мобилизации. Коллективы большинства предприятий (66%) призыв резервистов просто не затронул. В 34% компаний часть сотрудников все же мобилизовали.
Более половины предприятий (58,6%), в которых работников призвали на военную службу, очень быстро нашли замену или обошлись оставшимися силами. Не смогли пока найти других сотрудников вместо ушедших на фронт коллег только 19% компаний.
Весьма характерна и главная проблема, которая сегодня стоит перед бизнесом. Она носит вполне мирный характер — недостаточный спрос, на который компании жаловались и раньше. 64% предпринимателей считают именно этот фактор наиболее сложным барьером, мешающим развитию их бизнеса. Следующие по степени остроты трудности — дефицит кадров (34,2%), нехватка оборотных средств и кассовые разрывы (28,9%) и сбои в цепочках поставок (26,5%).
Оценивая состояние собственного дела, только 6% респондентов отметили, что бизнес пришлось закрыть или скоро придется с ним расстаться. При этом более 9% бизнесменов указали на стабильное увеличение выручки, 30,4% заявили, что выручка снизилась, но они сохраняют контроль над экономической ситуацией, 27% отмечают «серьезный спад», 7% — «кризис».
Среди уже принятых мер поддержки наиболее высоко предприниматели оценили мораторий на проверки (52,2%), снижение ставок УСН и имущественного налога в регионах (37,4%), льготные кредиты для МСП или системообразующих компаний (23,9%), приостановку ввода новых требований по маркировке товаров (22,7%).
В число желательных инструментов поддержки бизнесмены включили списание части налогов (52%), снижение страховых взносов до 15% со всего объема зарплаты (46,4%), более дешевые и доступные оборотные кредиты (38%), заморозку тарифов естественных монополий (24,8%).
Говоря об импортозамещении в России, 40,9% представителей бизнес-сообщества заметили, что направление работы правительства правильное, но объемы принимаемых мер еще недостаточны, а условия их предоставления иногда туманны.
С этим мнением согласны предприниматели, которых опросила Партия Роста. Так, совладелец самарского конного завода «Ермак» Кирилл Ермоленко рассказал о многотрудном и долгом поиске кредита на замещение импорта мяса.
«Конечно же, все банки г. Самары послали меня... в мягкой форме в профильный банк всех фермеров Россельхозбанк, — вспоминает свои хождения по кредитным учреждениям К. Ермоленко. — И конечно же, и этот банк мне тоже культурно отказал, сославшись на то, что я не соответствую их требованиям. Мне понадобилось восемь месяцев, чтобы обойти с моим предложением все государственные службы помощи предпринимателям. С помощью поручения прокурора Самарской области, с ходатайством уполномоченного по правам предпринимателей, при поддержке областного министерства сельского хозяйства и продовольствия мне удалось, наконец, доступно объяснить представителям Россельхозбанка, что я хочу от банка получить и что могу предложить в залог».
Наконец, сотрудники банка сказали: «Давайте подумаем, как можно вам выдать кредит, несите документы». Но это лишь начало размышлений, а не фактическая выдача кредита на увеличение дефицитного товара на внутреннем рынке. «Если банк теперь выдаст мне кредит в течение двух месяцев, я буду считать, что это очень быстро, — комментирует ситуацию г-н Ермоленко.
Неожиданную, но весьма актуальную сегодня тему затронул в своем комментарии директор казанской швейной компании «Толстойвеар», депутат Казанской городской думы от Партии Роста Михаил Кузнецов. «Сейчас выросли запросы по линии гуманитарных грузов (термобелье, постельное белье, футболки), — заметил бизнесмен. — Тут есть сложность в том, что купить хотят без прибыли...»
Если есть необходимость снижать цены на гуманитарные товары, то нужно, по мнению г-на Кузнецова, централизованно воздействовать на всю цепочку, от поставок сырья до выпуска конечного продукта, а не давить на последнего производителя. Иначе получится, как в той пословице: «Благими намерениями…»