АС Московского округа в постановлении от 05.10.2022 № Ф05-19776/2022 по делу № А41-94065/2021 не согласился с тем, что сама по себе принадлежность компании земельного участка для индивидуального жилищного строительства означает, что он используется в предпринимательской деятельности.
Суть дела
У строительной компании имелись земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства. Она получила уведомление из налоговой о сумме земельного налога за 2020 г., в котором налог по земельным участкам был рассчитан исходя из ставки 0,3%.
Затем налоговики произвели перерасчет и прислали новое уведомление, в котором земельный налог по участкам рассчитан по ставке 1,5%. Компания пыталась оспорить расчет в вышестоящем налоговом органе, но безрезультатно.
Поскольку налог не был уплачен, инспекция выставила требование об уплате, а затем, в связи с неуплатой, приняла решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах компании в банках.
Компания обратилась в суд с требованием признать незаконным перерасчет земельного налога исходя из ставки 1,5% и обязать инспекцию пересчитать налог по ставке 0,3%.
Решения судов
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор в пользу налоговой. Они указали, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции, действующей с 2020 г.) ставки налога, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), не могут превышать 0,3%.
Местная администрация округа, где расположены земельные участки, подтвердила правомерность исчисления инспекцией земельного налога по ставке 1,5%, поскольку компания является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность, а не физическим лицом, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство.
Согласно письму ФНС России от 15.09.2021 № БС-4-21/13121@, принадлежность земельного участка на праве собственности коммерческой организации, созданной для осуществления предпринимательской деятельности, обуславливает его налогообложение по ставке, установленной для земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Суды указали, что спорные земельные участки не использовались по назначению, не предназначались для личных (бытовых) нужд. Указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании земельных участков в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли, что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога. Поэтому инспекция правомерно исчислила компании земельный налог по ставке 1,5%.
Кассационный суд (КС) занял иную позицию. Он отметил, что ИФНС, производя расчет налога, исходила из того, что спорные участки использовались компанией в предпринимательской деятельности. Обосновала тем, что сама принадлежность земельного участка на праве собственности коммерческой организации обуславливает его налогообложение по налоговой ставке, установленной для земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. Между тем в Налоговом кодексе не содержится нормы о том, что сама по себе принадлежность земельного участка коммерческой организации, приобретенного для индивидуального жилищного строительства, означает его использование в предпринимательской деятельности.
Как указано в Определении Верховного суда РФ от 24.07.2022 № 310-ЭС22-2242, определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, п. 15 ст. 396 НК РФ установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
В результате КС пришел к выводу, что инспекция не доказала использование компанией спорных земельных участков в предпринимательской деятельности, а те доводы, которые она привела, не основаны на законе, и обязал инспекцию пересчитать налог по ставке 0,3%.