АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 05.10.2022 № Ф02-4449/2022 по делу № А33-5545/2021 разъяснил, должен ли правопреемник платить транспортный налог по автомобилям, которые после реорганизации были списаны и за правопреемником не регистрировались.
Суть дела
Компания была в 2013 г. преобразована из ЗАО в ООО с изменением наименования. После преобразования ею были списаны зарегистрированные за правопредшественником автомобили в связи с их непригодностью для эксплуатации.
За 2016—2018 гг. компания подала уточненные декларации по транспортному налогу с нулевыми показателями. По результатам их камеральной проверки компании доначислили транспортный налог по автомобилям, которые числились за правопредшественником и были приняты компанией в процессе реорганизации.
Компания посчитала доначисление налога необоснованным и обратилась в суд. Она считала, что у нее отсутствует обязанность по исчислению транспортного налога в отношении транспортных средств, поскольку они принадлежали правопредшественнику и за компанией не зарегистрированы.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они указали, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного суда РФ от 24.12.2012 № 2391-О, от 29.09.2011 № 1267-О-О, от 23.06.2009 № 835-О-О).
Компания является универсальным правопреемником реоранизованного в форме преобразования общества по всем его правам и обязательствам. За обществом числились зарегистрированные в установленном порядке автомобили. Государственная регистрация автомототранспортных средств и снятие их с регистрационного учета носят заявительный характер. Следовательно, компания обязана была, как правопреемник, исчислять и уплачивать транспортный налог за 2016—2018 гг. в отношении вышеуказанных автомобилей до момента снятия данного имущества с регистрационного учета.
Компанией не доказано прекращение права собственности на автомобили, в том числе в результате утраты имущества (его уничтожения). Какие-либо документы компетентных органов, подтверждающие гибель имущества в результате стихийного бедствия, аварии, неправомерных действий третьих лиц, налогоплательщиком не представлялись. Доказательств добровольной утилизации автомобилей (самоходной техники) в установленном законодательством порядке либо реализации техники (ее годных остатков) иным лицам не представлялось. Составленные в одностороннем порядке документы бухгалтерского учета (акт о списании транспортных средств) достоверно не подтверждают соответствующие факты.
Суды указали, что списание транспорта с баланса организации без снятия их с учета в регистрирующем госоргане не освобождает налогоплательщика от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основаны на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, начисление налога не зависит от фактической эксплуатации транспортных средств.