Суд пришел к выводу, что вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров из стран ЕАЭС, можно заявить не ранее квартала, когда инспекция проставила в заявлении о ввозе отметку об уплате налога. Но есть суды, которые занимают иную позицию.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Постановление АС Центрального округа от 12.10.2022 № Ф10-3627/2022 по делу № А09-7531/2020 |
Истец |
ООО Торговый Дом «Мир Плит» |
|
Ответчик |
ИФНС России по г. Брянску |
Суть дела
Компания во II квартале 2019 г. ввезла с территории Республики Беларусь товары и поставила их на учет. НДС по ввезенным товарам она уплатила 28 июня 2019 г.
10 июля 2019 г. компания представила в инспекцию заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Отметку на них налоговики проставили 18 июля 2019 г.
25 июля 2019 г. компания подала декларацию по НДС за II квартал 2019 г., в которой заявила к вычету НДС, уплаченный при ввозе товаров из Республики Беларусь.
По итогам ее камеральной проверки инспекторы в вычете НДС отказали. Мотивировали они это тем, что сумма налогового вычета заявлена раньше налогового периода, в котором подано заявление о ввозе товара в налоговый орган, а также получены отметки налогового органа. В результате компании были начислены недоимка по НДС и пени, а также она была привлечена к ответственности по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога.
Компания с решением налоговиков не согласилась. По ее мнению, вычеты заявлены обоснованно, поскольку выполнены все условия, перечисленные в НК РФ и предоставляющие право на принятие к вычету суммы налога, уплаченного при импорте товаров. Ссылаясь на положения п. 1.1 ст. 172 НК РФ, компания указала, что поскольку она уплатила налог и получила отметку налогового органа в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов до срока предоставления налоговой декларации по НДС за II квартал 2019 г., то имела полное право включить данные суммы в состав вычетов по НДС, заявленных в этой декларации.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. Они указали, что с 1 января 2015 г. взимание косвенных налогов, в том числе НДС, во взаимной торговле между хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. (далее — Протокол).
Согласно п. 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.
В силу п. 20 Протокола налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по косвенным налогам не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с декларацией представляются документы, предусмотренные Протоколом (в том числе и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов).
Пунктом 6 Протокола предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов должностное лицо налогового органа должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов посредством проставления соответствующей отметки на заявлении либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении.
В соответствии с п. 26 Протокола суммы НДС, уплаченные по товарам, ввезенным из страны ЕАЭС, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары. Следовательно, вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из страны ЕАЭС в Россию, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Учтя эти положения, суды указали, что для получения вычета по НДС в порядке, предусмотренном ст. 171 и 172 НК РФ, налогоплательщику необходимо представить декларацию по косвенным налогам, уплатить сам налог и получить подтверждение налогового органа о факте уплаты налога. Поскольку декларация по косвенным налогам подается не позднее месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, то и право на вычет возникает не ранее даты, когда налогоплательщик исполнил обязанность по сдаче декларации, уплате налога и получению подтверждения налогового органа об уплате налога. Налоговая декларация по НДС составляется на основании книги покупок, которая должна содержать сведения о заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов.
В рассматриваемой ситуации сумма НДС при ввозе товара фактически уплачена во II квартале 2019 г., а отметка налогового органа о подтверждении факта уплаты НДС на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов проставлена в III квартале 2019 г. Поэтому право на вычет сумм НДС у компании возникает только в III квартале 2019 г.
Как складывается судебная практика
Отметим, что у судов нет единого мнения по поводу того, влияет ли дата проставления налоговым органом отметки в заявлении на право заявить вычет не в том периоде, когда она была проставлена, а в том, когда налог был фактически уплачен в бюджет.
Так, АС Московского округа в постановлении от 23.03.2022 № Ф05-4112/2022 по делу № А41-46701/2021 рассмотрел похожую ситуацию, когда компания ввезла товар из Республики Беларусь в июне, налог уплатила в июне и начале июля, до подачи декларации по косвенным налогам за июнь, и заявила вычет в декларации по НДС за II квартал. Налоговики, так же как и в комментируемом деле, пришли к выводу, что право на вычет у компании будет только в III квартале, поскольку отметка на заявлении проставлена 22 июля. Но суды трех инстанций поддержали компанию. Они отклонили довод налоговиков об отсутствии права на налоговый вычет во II квартале, поскольку проставление налоговым органом отметки об уплате косвенных налогов не может влиять на право налогоплательщика заявить к вычету налог, фактически уплаченный в бюджет в этот же отчетный период.
А вот в постановлении от 29.01.2018 № Ф05-20236/2017 по делу № А40-58746/2017 АС Московского округа пришел к противоположным выводам. В этом деле товар был ввезен и НДС уплачен в III квартале 2015 г., а отметка проставлена только в январе 2016 г. Суд отказал в вычете налога в III квартале 2015 г., указав, что право на вычет появилось только в I квартале 2016 г.
Подробнее о складывающейся судебной практике, а также о позиции Минфина России по данному вопросу, см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 23, 2022.