Произошло это в октябре впервые после пяти месяцев стабильного ухудшения совокупных промышленных и потребительских настроений стран — торговых партнеров российской промышленности. Такой вывод делают ученые Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Правда, два других их индикатора оптимизма не добавили.
В информации о композитных индикаторах экспортного климата обрабатывающей промышленности они констатируют, что интенсивность ухудшения экспортной динамики после активного замедления сокращения ее темпов в течение августа — сентября в октябре полностью себя исчерпала, показав компенсационный рост и обусловив преломление ниспадающей траектории Индекса экспортного климата (ИЭК) — по сравнению с сентябрем он улучшил позицию на 0,5 п. и составил 90,2.
Необходимо, однако, напомнить, что данный индекс в большинстве случаев изменяется в диапазоне от 90 до 110, при этом значения 100 соответствуют нейтральному экспортному климату, заметно выше 100 — благоприятному, а заметно ниже 100 — неблагоприятному. Поэтому авторы исследования признают, что ИЭК по-прежнему указывает на депрессивное состояние экспортного климата. Уровень турбулентности мировой конъюнктуры и сокращение промышленной и особенно потребительской уверенности в зарубежных странах (преимущественно в Европе) продолжают оставаться значимо негативными факторами для динамики внешнего спроса на продукцию российской промышленности, отмечают ученые ЦКИ.
Так, по их данным, в октябре Индекс потребительской уверенности в Греции составил –57,9, Великобритании — –41, Словении — –38, Эстонии — –37,2, Австрии –31, Испании — –31,8, Словакии — –32,8, Кипре — –32,7, Чехии — –31,7, Германии — –28,3, Болгарии — –28,2, Люксембурге — –27,5, Швеции — –27,4, Ирландии — –27,3, Бельгии — –26,7.
А вот рассчитываемый ЦКИ Индекс экспортных ожиданий (ИЭО), наоборот, показал незначительный, но понижательный импульс — он снизился по сравнению с сентябрем на 0,2 п.п. до 99,2%. В отличие от ИЭК данный индикатор исчисляется не в пунктах, а в процентах, но аналогичен по сути — значения выше 100% указывают на то, что ожидания менеджеров в отношении перспектив изменения внешнего спроса высоки относительно долгосрочного среднего уровня (100%), в то время как противоположное верно для значений ниже 100%.
Траектория экспортных ожиданий, отмечают авторы анализа, в октябре впервые после последовательной и восходящей корректировки, продолжавшейся с мая по сентябрь, отразила возникшее колебание совокупных предикт-оценок.
«В последние месяцы текущего года, а также январе 2023 г. на фоне высокой неопределенности внешней экономической ситуации не исключен сценарий балансирования ожиданий с незначительным отклонением в сторону снижения», — прогнозируют эксперты ЦКИ.
Наконец, третий индикатор — Индекс экспортных барьеров (ИЭБ) — указал на возобновление активности блокирующих внешний спрос факторов. Он тоже исчисляется в процентах, но в данном случае значение индекса выше 100% указывают на то, что уровень барьеров высок относительно долгосрочного среднего уровня (100%), в то время как противоположное верно для значений ниже 100%.
Аналитики ЦКИ констатируют, что негативная динамика индекса экспортных барьеров в октябре характеризовалась декомпенсацией сентябрьской позитивной корректировки и возвращением к уровню пиковых значений, фиксируемых с июня по август.
Возникшее ослабление со стороны ограничений, подавляющих внешний спрос на выпускаемую продукцию, уже в октябре сменилось усилением их активности, что обусловило негативную коррекцию индикатора — ИЭБ повысился на 0,3 п.п., вернувшись на отметку 102,1%.
«Вместе с тем следует отметить, что достигнутый по итогам октября уровень экспортных барьеров не превысил „потолок“ значений всех предшествующих периодов текущего года, а также кризисного 2020 г., когда индекс составлял 102,4%», — обнадеживают ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.