Эксперты Центра аналитики и экспертизы ПСБ в рамках информационно-аналитического проекта «Можем заменить» — по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики — оценили возможности отечественного рынка безалкогольных напитков после объявления двумя ведущими иностранными производителями об уходе с него.
Аналитики ПСБ информируют, что производство безалкогольных напитков в России с 2009 по 2021 г. увеличилось на 78% — до 18 млрд л. На ключевые компании отрасли — дочек мировых гигантов PepsiCo и Coca-Cola — пришлось около 60% выпуска продукции. Они-то и собрались уходить. Возможно, впрочем, последнему слову в прошлом предложении понадобятся кавычки. Но — по порядку.
Динамика потребления
C 2014 по 2021 г. внутреннее потребление безалкогольных напитков увеличилось на 33%, до 20,9 млрд л. Лишь в 2015 г. видимый спрос на напитки временно снизился на 4,5%, до 14,9 млрд л, что авторы исследования объясняют сокращением расходов населения на продукты питания в условиях кризиса.
С 2016 г. среднегодовые темпы прироста продаж безалкогольных напитков в России составили 6,6%, что аналитики ПСБ связывают с повышением среднегодовой температуры летом и развитием внутреннего туризма.
Внутренний спрос на безалкогольные напитки практически полностью обеспечивается производством внутри страны. Доля импорта составляет не более 4,5% от потребления.
В 2021 г. производство безалкогольных напитков выросло на 19%, до 19 млрд л. При этом динамика производства в ключевых категориях различалась. Основной вклад в рост их производства внесла категория «напитки безалкогольные прочие», куда включены газированные напитки и питьевая вода.
Крупнейшие производители
К сожалению, ограниченность места вынуждает представлять их в сильном сокращении.
В целом производство безалкогольных напитков и соков на территории России осуществляют более 3 тыс. компаний. Суммарный объем выручки отрасли в 2021 г. составил более 560 млрд руб.
На долю трех крупнейших производителей (корпорации ООО «ПепсиКо Холдингс», Danone и ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») приходится почти 85% отраслевой выручки. Четвертую позицию занимает ООО «Пивоваренная компания „Балтика“», входящее в состав скандинавской Carlsberg Group.
«PepsiCo Россия» — часть глобальной компании PepsiCo — одного из крупнейших в мире поставщиков продуктов питания и напитков. Россия входит в топ-5 рынков для PepsiCo с долей 4,3% общей выручки компании в мире в 2021 г. Объем продаж компании «PepsiCo Россия» вырос на 16,3% и составил 252,4 млрд руб.
В марте 2022 г. PepsiCo объявила о прекращении рекламной деятельности и продажи напитков под брендами Pepsi, Mirinda и 7Up на территории России, однако продолжит производство и продажу молочных продуктов и детского питания. В апреле стало известно о разработке новых брендов газированных напитков специально для России. В сентябре PepsiCo прекратила производство концентратов для напитков Pepsi, Mirinda, 7Up и Mountain Dew.
Группа компаний Danone, входящая в международную компанию Danone (Франция), — крупнейший переработчик молока в РФ. Доля России в общемировой прибыли по итогам 2021 г. составила 6%.
Компания до апреля 2022 г. поставляла в Россию минеральную воду Evian. Ее доля на российском рынке составляет меньше 0,1%, а в импорте — 1%. Поэтому потери, по мнению экспертов ПСБ, можно считать незначительными, а поклонники воды сохранят к ней доступ за счет параллельного импорта.
В дальнейшем Danone планирует передать контроль над российским бизнесом. Списания составят до 1 млрд евро. На операционную деятельность заводов компании это не повлияет.
ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» входит в состав Coca-Cola HBC AG (Греция), лидера по производству безалкогольных напитков в Европе. По итогам 2021 г. объем производства напитков компанией Coca-Cola HBC в России вырос на 24% и составил 2860 млн л. Объем продаж компании в России в 2021 г. вырос на 18% и составил 373 млн кейсов (около 2,1 млрд л) по сравнению с 315 млн кейсов в 2020 г. Выручка компании в 2021 г. в России выросла на 29,2%, до 93,9 млрд руб., в результате теплого лета. В финансовом отчете компания оценила свои убытки от сокращения бизнеса в России в первой половине 2022 г. в 190 млн долл.
В июне 2022 г. Coca-Cola HBC объявила об уходе из России: компания больше не будет производить и продавать напитки международных брендов в стране и сосредоточится на производстве местных брендов.
ООО «Пивоваренная компания „Балтика“» является частью Carlsberg Group (Дания) и ее региона Восточная Европа. ПК «Балтика» — ведущий экспортер российского пива. Продукция компании представлена в 79 странах мира. Доля компании на российском рынке пива по итогам 2021 г. составила 27,3% (+0,2 п.п.).
В марте 2021 г. на заводе «Балтика-Самара» Carlsberg Group открыла производство лимонадов и других безалкогольных напитков мощностью 300 тыс. дкл в месяц. Первым продуктом новой линии стал напиток Flash Up Max.
В марте 2022 г. Carlsberg Group объявил о прекращении инвестиций в Россию, остановке экспортных отгрузок в адрес ПК «Балтика», остановке производства и продажи пива под брендом Carlsberg, а также о поисках покупателя на российские активы.
Российские компании
Среди российских компаний наиболее крупной является ООО «ПК „Аквалайф“» с объемом выручки 7,2 млрд руб. В портфеле компании — 13 брендов, в том числе напитки «Черноголовка» (включая воду), «Байкал» и энергетические напитки Turbo. Доля напитка «Черноголовка» составляет около 8,5% от общего объема продаж безалкогольных напитков в России.
В связи с приостановкой деятельности иностранных компаний — производителей безалкогольной продукции «Аквалайф» оказалась в выигрышном положении: она обладает сильными и узнаваемыми брендами и является достойным конкурентом для PepsiCo и Coca-Cola. Авторы исследования считают, что занять от 30 до 50% рынка безалкогольных напитков в стране для нее станет возможным при условии, что иностранные компании окончательно уйдут из России.
Второй российской компанией по выручке является «Очаково». В текущем году она вышла на отечественный рынок безалкогольной продукции. В мае комбинат выпустил аналоги американских брендов — Cool Cola, Fancy и Street.
Замыкают лидирующую четверку ООО «Торговый дом „Меркурий“» и АО «Компания „Росинка“».
Аналитики ПСБ отмечают также, что активно развиваются локальные игроки.
Сырье
Российский рынок пищевых ингредиентов и красителей, по данным Союза производителей пищевых ингредиентов (СППИ), на 70% зависит от импортных поставок. Союз оценивает этот рынок в 3 млрд долл. На страны ЕС приходится около 60% импорта пищевых продуктов и ингредиентов.
Одним из самых импортозависимых сегментов в отрасли продуктов питания является производство напитков (28% от всех поставок) и молочной продукции (26%).
Российские производители наиболее зависимы от поставок фосфатов. По данным ФНЦ пищевых систем им. Горбатова, зависимость отрасли от них составляет 95%.
Объем импорта фосфатов для пищевой промышленности в Россию превышает 30 тыс. т. Ключевые поставщики — Германия (40%), Китай (31%) и Бельгия (10%). Европейские компании BUDERNHEIM и PRAYON S. A. занимают почти 38% импорта пищевых фосфатов в Россию. В текущем году российские потребители ищут замену поставщикам из Европы, хотя дефицита фосфатов не намечается.
В России есть месторождения фосфатов, но производят в стране только минеральные удобрения на их основе. Производство пищевых фосфатов налажено на единственном предприятии — АО «Реатэкс», чья продукция занимает 5% рынка. Для развития производства фосфатов в России авторы исследования называют следующие задачи:
1. Научиться работать с малотоннажными партиями сырья — фосфоритами и/или импортировать полуфабрикат из дружественных стран — ортофосфорную кислоту.
2. Приобрести оборудование, которое производится только за рубежом.
Запуск отечественных предприятий, производящих пищевые фосфаты, по оценке аналитиков ПСБ, можно ожидать не раньше 2024 г., а поскольку придется конкурировать с дешевой китайской продукцией, на первых стадиях потребуется поддержка от государства.
Заменить можем
Снизить инвестиции в Россию планируют только два крупных игрока отрасли — PepsiCo и Coca-Cola. Прекращение капитальных вложений не означает остановку производства, хотя происходит замена одних марок безалкогольных напитков другими. Например, выпуск Coca-Cola заменен на «Добрый кола».
Исследователи отмечают, что заявления об уходе с российского рынка были сделаны по имиджевым соображениям, но по факту компании могут остаться, проведя даунбрендинг.
Одновременно демарш иностранных производителей открыл новые возможности для российских игроков. За семь месяцев 2022 г. в торговых сетях ассортимент напитков со вкусом колы увеличился на 10% — до 186 наименований.
В магазинах растет доля локальных брендов газировки за счет сокращения представленности международных брендов и активного развития российских марок. Так, в июле 2022 г. среди топ-25 брендов, лидирующих по объему натуральных продаж, 25% были локальными, тогда как в июле прошлого года их доля составляла всего 16%.
«На нашем рынке достаточно профессиональных производителей напитков с многолетней историей, где ставку делают на необычные вкусы и натуральные составы, которые смогут быстро нарастить производственные мощности», — заключают аналитики ПСБ.
Потребление безалкогольных напитков, млрд л
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
15,6 |
14,9 |
15,1 |
15,5 |
16,6 |
17,6 |
18,5 |
20,9 |
Источники: ПСБ Аналитика, Росстат
Выручка крупнейших производителей безалкогольных напитков, млрд руб.
Компания |
2019 |
2020 |
2021 |
PepsiCo |
211,0 |
217,0 |
252,4 |
Danone |
120,5 |
122,6 |
122,7 |
Coca-Cola |
70,3 |
72,7 |
93,9 |
«Балтика» |
75,6 |
75,8 |
82,6 |
Источники: ПСБ Аналитика, Спарк-Интерфакс