Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13.10.2022 №43-П (далее – Постановление) проанализировал проблему использования земельных участков, расположенных в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства.
Она возникла в связи с неопределенностью применения подп. «а» п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160 (далее – Правила).
Рассмотрим основные выводы КС РФ по этому вопросу.
Подп. «а» п. 10 Правил не противоречит Конституции РФ в той мере, в какой его применение к отношениям, связанным со строительством или реконструкцией зданий и сооружений на земельных участках, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, является временной мерой до введения в действие соответствующих положений об охранных зонах объектов электроэнергетики.
При этом КС РФ подчеркнул, что охранные зоны объектов электросетевого хозяйства относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, которые устанавливаются в целях: защиты жизни и здоровья; безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, обороны и безопасности; обеспечения сохранности объектов культурного наследия; охраны окружающей среды, включая сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения и истощения вод, сохранение среды обитания животных и растений; обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 104 и п. 23 ст. 106 ЗК РФ, а также п. 4 ст. 1 ГрК РФ).
КС РФ отметил, что получение предварительного согласия уполномоченной организации на строительство или реконструкцию зданий и сооружений в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства является мерой обеспечения надежной и безопасной работы этих объектов, мерой защиты жизни и здоровья.
Необходимо актуализировать положения законодательства об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства
Запрет требовать согласования размещения зданий, сооружений в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленный п. 3 ст. 106 ЗК РФ, направлен на повышение прозрачности действий уполномоченных органов при принятии градостроительных решений. Сохранение вышеуказанного требования в Правилах снижает уровень гарантий прав граждан и организаций в сфере строительства зданий и сооружения.
КС РФ подчеркнул, что п. 3 ст. 106 ЗК РФ, а также нормы иных законов федерального уровня не содержат требований об обязательном согласовании юридическими и физическими лицами размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах охранных зон объектов электроэнергетики.
Кроме того, ч.10 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ предусматривает, что зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2025 года нормативными актами или соответствующими решениями, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса РФ. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон или их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса не требуется, за исключением случая, предусмотренного ч. 11 ст. 26 вышеуказанного федерального закона.
КС РФ уточнил, что вышеуказанное переходное положение определяет условия признания зон с особыми условиями использования территорий установленными, включая охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, которые были созданы до 1 января 2025 года, и не регулирует вопросы ограничения использования земельных участков в таких зонах. Эти вопросы затрагиваются иными переходными положениями Федерального закона от 3 августа 2018 года №342-ФЗ применительно к отдельным видам зон с особыми условиями использования территорий (например, ч. 21 и 46 ст. 26), в число которых охранные зоны объектов электроэнергетики не входят.
В то же время, КС РФ отметил, что переход к новому регулированию правового режима зон с особыми условиями использования территорий, исключающему, по общему правилу, согласование юридическими и физическими лицами размещения зданий, сооружений с собственниками (владельцами) объектов, в целях охраны которых установлены такие зоны, требует утверждения Правительством РФ положений о таких зонах, содержащих перечни конкретных, а для определенных случаев - исчерпывающих ограничений использования земельных участков (п. 2, 7 и 8 ст. 106 ЗК РФ). Однако на данный момент Правила не содержат исчерпывающий перечень ограничений применительно к охранным зонам объектов электроэнергии.
Учитывая вышеизложенное, по мнению КС РФ, отказ (формально следующий из п. 3 ст. 106 ЗК РФ) от института предварительного согласования строительства зданий и сооружений на земельных участках в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства с собственниками (владельцами) объектов, в целях охраны которых такие зоны установлены, до введения в действие предусмотренных законом положений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства несет в себе конституционно неприемлемый риск нарушения надежной и безопасной работы этих объектов, ставящий под угрозу жизнь и здоровье граждан.
КС РФ определил порядок действий для застройщика
Вместе с тем КС РФ в Постановлении указал, что вмешательство государства не должно нарушать баланс между интересами общества и условиями защиты основных прав личности.
Таким образом, согласно Постановлению лицо, планирующее строительство здания или сооружения на земельном участке, полностью или частично расположенном в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, не обязано обращаться в соответствующую сетевую организацию за получением предварительного письменного решения о согласовании. Данная обязанность, по мнению КС РФ, лежит на уполномоченном органе власти, принявшим к рассмотрению заявление застройщика о выдаче разрешения на строительство или уведомление о планируемом строительстве.
Кроме того, отказ сетевой организации в согласовании планируемого строительства здания или сооружения должен быть обоснован путем указания на конкретный предотвращаемый таким отказом риск для объектов электросетевого хозяйства, жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц. КС РФ считает, что данный отказ не препятствует подаче застройщиком нового уведомления после вступления в силу положения об охранных зонах объектов электроэнергетики, утверждаемого Правительством РФ.
При обжаловании в суд застройщиком отказа в согласовании сетевой организацией строительства здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, а также при обжаловании в суд застройщиком полученного им отказа в выдаче разрешения на строительство или обратного уведомления уполномоченного органа власти о недопустимости размещения объекта в связи с отказом в согласовании сетевой организацией, суд обязан содержательно оценивать основания такого отказа, не ограничиваясь только критериями соблюдения процедуры и ссылкой на нормативное требование об обязательном получении решения сетевой организации.
Данная позиция КС РФ полагаем, может позволить упростить использование земельных участков, расположенных в границах охранной зоны электрических сетей. Застройщикам не придется тратить дополнительное время на получение предварительного согласия владельцев электрических сетей, поскольку диалог с владельцами электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства будет вести непосредственно местная администрация после получения от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство или уведомления о планируемом строительстве, что, в конечном счете, окажет положительное влияние на дальнейшее упрощение административных процедур при строительстве объектов недвижимости.
Более того, сетевая организация в случае отказа обязана будет обосновать и доказать, что в конкретном случае строительство здания в охранной зоне невозможно в связи с наличием каких-либо рисков для объектов электросетевого хозяйства, жизни, здоровья, имущества юридических или физических лиц.
Также стоит учитывать, что КС РФ подчеркнул временный характер обязанности получения решения сетевой организации о согласовании, предусмотренной подп. «а» п. 10 Правил: данная обязанность перестанет действовать с момента дополнения Правительством РФ Правил нормами, устанавливающими перечень ограничений использования земельных участков в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства и исключающими получение физическими и юридическими лицами предварительного письменного согласования строительства зданий и сооружений в таких охранных зонах.
Полагаем, что после утверждения Правительством РФ новых правил использования земельных участков, расположенных в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, сроки строительства могут сократиться с учетом отсутствия необходимости получения согласия владельцев объектов электросетевого хозяйства.