Ноябрь принес в Россию подзабытые морозы, которые, по российской традиции, сопровождаются ростом оптимизма. Индекс бизнес-климата Центрального банка после просадки в октябре вернулся в зону роста. Индикатор предпринимательской уверенности Росстата поднялся на 0,8 п.п. в добыче и на 0,6 п.п. в обработке, причем число оптимистов опять превысило количество «нытиков» в обоих секторах экономики.
Деловой климат в ноябре снова окреп. Индекс бизнес-климата, представленный Центробанком, вырос до 0,9 п. после падения до –1,2 п. в октябре.
Несмотря на сохраняющиеся в ряде отраслей нехватку квалифицированных работников и высокую экономическую неопределенность, адаптация компаний к последствиям частичной мобилизации позволила улучшить оценки текущего бизнес-климата в большинстве видов экономической деятельности.
Вместе с тем в различных отраслях ситуация складывалась по-разному. Так, заметное улучшение оценок отмечалось в сельском хозяйстве, сфере услуг, а также на транспорте и в складском хозяйстве.
Негативная динамика сохранилась в добывающих и обрабатывающих производствах, особенно в компаниях, занятых выпуском промежуточных товаров (металлов, древесины, бумаги, кокса и нефтепродуктов), под влиянием экспортных ограничений в условиях санкций.
Оценки перспектив производства после октябрьской паузы вновь улучшились в большинстве отраслей. Заметно вырос оптимизм на предприятиях оптовой и розничной торговли, сферы услуг.
При этом в торговле автотранспортными средствами второй месяц подряд преобладали ожидания сокращения объемов продаж. Некоторое ухудшение оценок перспектив было зафиксировано и в добыче полезных ископаемых в ожидании дальнейшего ужесточения ограничений на внешних рынках.
Спрос подрос
На закате осени спрос на продукцию компаний большинства отраслей был несколько выше, чем в предшествовавшем месяце. Оценки спроса были сопоставимы с уровнями августа — сентября 2020 г. (периода второй волны пандемии COVID-19). Наиболее благоприятная ситуация наблюдалась в энергетическом комплексе. Самые негативные оценки были характерны для строительных компаний из-за явного охлаждения спроса в сегменте жилищного строительства.
Ожидания относительно спроса улучшились в большинстве видов экономической деятельности, особенно заметно — в оптовой торговле и секторе услуг. В то же время торговля автотранспортными средствами и строительство в условиях сдержанной потребительской активности сохраняли преимущественно негативные оценки будущих изменений спроса.
В последнем месяце осени ускорился рост отпускных цен после полугодия его замедления. Более заметное повышение текущих цен произошло среди предприятий транспортного комплекса, промышленного производства, оптовых компаний и фирм, торгующих автотранспортом.
В сельском хозяйстве, наоборот, четвертый месяц подряд продолжается снижение цен, показатели инфляции здесь обновили минимумы за последние пять лет.
Ценовые ожидания компаний в ноябре продолжали расти, продемонстрировав повышение третий месяц подряд. Подобная динамика была характерна практически для всех отраслей (за исключением торговли автомобилями) и связана в основном с восстановлением спроса после призыва резервистов.
Особенно заметно повысились ценовые ожидания среди компаний электроэнергетики и водоснабжения, которые достигли исторических максимумов в связи с индексацией тарифов с 1 декабря текущего года.
Условия кредитования предприятий третий месяц подряд ужесточались как в целом по экономике, так и в большинстве отраслей. Причем в строительстве и сервисе оценки условий кредитования оставались наиболее негативными. Банки перестали снижать ставки по кредитам бизнесу и начали предъявлять повышенные требования к корпоративным заемщикам, особенно в части залога.
Основным триггером тут стала сохраняющаяся неопределенность в экономике. По этой же причине отдельные компании предпочитали не наращивать свою долговую нагрузку, и были даже зафиксированы случаи отказа от кредита по ранее одобренным заявкам.
Однако ухудшение оценок в ноябре было менее выраженным, чем в октябре, из-за отсутствия значимых для кредитного рынка событий.
Поддержку кредитной активности продолжили оказывать государственные программы льготного кредитования. При этом наблюдались случаи, когда фактические ставки по льготным кредитам, увы, существенно превышали заявленные.
Оптимисты в добыче опять в большинстве
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), рассчитанный на основе опросов Росстата, с исключением сезонного фактора в ноябре нынешнего года в добыче полезных ископаемых составил –0,9% против –1,7% в октябре. В обрабатывающем сегменте ИПУ равнялся –1,4% (–2% месяцем ранее).
На финише осени баланс оценок руководителей компаний спроса на продукцию (портфеля заказов) в добывающей промышленности чуть опустился (с –16% в октябре до –17% в ноябре). В обрабатывающих производствах показатель остался на уровне предыдущего месяца (–28%).
Интересная деталь: в добывающем сегменте вопреки анонсированным новым санкциям количество оптимистов, надеющихся на рост производства, стало выше числа ожидающих снижения выпуска продукции на 1 п.п. (в октябре доли оптимистов и пессимистов были равными).
В обрабатывающих компаниях число оптимистов, ожидающих рост выпуска продукции, превысило количество пессимистов на 9 п.п. (месяцем ранее — 11 п.п.).
Экономическую ситуацию в своей организации по добыче полезных ископаемых считают благоприятной 10% и удовлетворительной — 76% (практически такая же картина наблюдалась и в октябре — 9 и 76%). В обрабатывающей индустрии аналогичные параметры выглядели следующим образом: 9 и 75% (равно как и месяцем ранее)
Средний уровень загрузки производственных мощностей в ноябре остался без изменений по сравнению с предшествующим месяцем: в добыче полезных ископаемых — 58%, в обрабатывающих производствах — 60%.
Квалифицированное большинство (90%) руководителей организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, и 88% «капитанов бизнеса» в обрабатывающих компаниях уверены, что производственные мощности удовлетворят спрос на их продукцию.
Среди барьеров, ограничивающих, по мнению топ-менеджеров, рост производства, в добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производствах преобладают неопределенность экономической ситуации (43 и 61% соответственно), недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке (23 и 41%) и высокий уровень налогообложения (28 и 42%).
Беспокоит «директорский корпус» также нехватка квалифицированных кадров (18% в добывающем секторе и 22% в обрабатывающей промышленности) и недостаток финансовых средств (22 и 30% соответственно).