Этому способствуют продолжающееся снижение среднего уровня долговой нагрузки регионов, уменьшение числа субъектов с высоким значением данного показателя, сокращение доли объема расходов региональных бюджетов на обслуживание государственного долга, а также замещение коммерческих кредитов бюджетными. Такой вывод содержится в анализе региональных бюджетов в III квартале 2022 г. Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.
В нем говорится, что общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации по итогам III квартала 2022 г. составил 14,06 трлн руб. — на 17,9% больше значения за аналогичный период 2021 г. и превышает годовую инфляцию. Эти показатели были достигнуты за счет роста на 19,4% налоговых и неналоговых доходов регионов — до 11,26 трлн руб. Межбюджетные трансферты повышались медленнее (+10,6%), составив 2,60 трлн руб.
Доходы
Из основных доходных источников региональных и местных бюджетов наибольшими темпами в течение трех кварталов 2022 г. росли налог на прибыль организаций (+21,7%), акцизы (+20,1%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,2%), неналоговые доходы (+34,6%), а также субсидии (+47,3%). В свою очередь, НДФЛ (+15,2%), налоги на имущество (+13,5%) и дотации (+0,3%) росли несколько медленнее, а субвенции (–18,5%) и иные межбюджетные трансферты (–5,1%) имели отрицательную динамику.
«В то же время стоит отметить, что высокие общие показатели поступлений бюджетных доходов за три квартала обязаны значительным темпам роста в течение первых пяти месяцев (+26,9%), в то время как в III квартале 2022 г. доходы выросли всего на 6,1%. Прежде всего это стало следствием снижения в III квартале поступлений налога на прибыль организаций на 20,1% после роста на 52,1% по итогам первых пяти месяцев 2022 г.», — констатирует Александр Дерюгин, с.н.с. лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС.
По его оценке, в территориальном разрезе ситуация по итогам девяти месяцев 2022 г. выглядела стабильной — в большинстве субъектов Федерации (в 79) темпы роста доходов консолидированных бюджетов были положительными, а в 45 из них они превысили уровень инфляции за рассматриваемый период. Лишь в шести регионах соответствующие бюджетные доходы не достигли уровня девяти месяцев 2021 г.: Белгородская (–12,2%), Курская (–0,4%), Липецкая (–10,3%), Калининградская (–6,5%), Челябинская (–3,8%) и Магаданская (–9,9%) области.
В случае с Белгородской, Курской, Липецкой и Челябинской областями сокращение бюджетных доходов связано с высокой базой за тот же период 2021 г., а также со структурой экономики, где существенную долю занимает добыча железной руды и (или) металлургическая промышленность, испытывающие сейчас некоторые проблемы. Основным драйвером падения доходов данных регионов стал налог на прибыль организаций, в то время как Калининградская и Магаданская области столкнулись с сокращением межбюджетных трансфертов.
«Учитывая текущую понижательную динамику поступлений налога на прибыль организаций, ставшую следствием проблем в российской экономике, а также ожидаемое их влияние на другие собственные доходные источники региональных и местных бюджетов, по итогам 2022 г. темпы роста доходов консолидированных бюджетов регионов могут упасть до уровня инфляции и даже оказаться несколько ниже ее, оставшись, впрочем, в положительной зоне», — прогнозирует эксперт ИПЭИ.
Расходы
Расходы консолидированных бюджетов регионов по итогам девяти месяцев 2022 г. составили 12,76 трлн руб., увеличившись к соответствующему периоду 2021 г. на 16,7%, что несколько выше уровня инфляции и пока ниже темпов роста бюджетных доходов.
Быстрее всего росли расходы на национальную экономику (+27,1%), включая дорожное хозяйство (+26,3%), ЖКХ (+26,2%), а также физическую культуру и спорт (+24,2%), несколько медленнее — расходы на общегосударственные вопросы (+18,9%), транспорт (+14,1%), дошкольное образование (+10,2%), общее образование (+18,8%), культуру и кинематографию (+18,4), здравоохранение (+4,5%) и социальную политику (+7,9%), включая социальное обеспечение (+4,6%) и охрану семьи и детства (+12,8%). При этом вследствие замещения бюджетными кредитами существенного объема более дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных и муниципальных ценных бумаг в структуре государственного и муниципального долга расходы на его обслуживание сократились на 21,3%, составив всего 0,45% от общего объема расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
«В целом по итогам девяти месяцев можно осторожно говорить о некотором смещении расходов консолидированных бюджетов регионов в сторону инвестиционных расходов. Что, впрочем, пока не позволяет говорить о распространении этой тенденции на весь 2022 г.: полученный эффект может быть связан с более ранним, чем в 2021 г., освоением бюджетных средств на инвестиции, а не с изменением приоритетов бюджетной политики», — полагает ученый.
За рассматриваемый период расходы консолидированных бюджетов выросли в 84 субъектах Федерации, а в 59 из них рост превысил инфляцию за аналогичный период. Единственным регионом, в котором сократились бюджетные расходы, стала Калининградская область (–5,1%), что связано с серьезным сокращением целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Лидерами роста бюджетных расходов стали относительно обеспеченные регионы: Тюменская (+52,0%) и Белгородская (+40,9%) области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ (+37,4%).
Сбалансированность бюджетов и госдолг
По итогам девяти месяцев 2022 г. профицит консолидированного регионального бюджета наблюдался у 66 субъектов РФ, а его общий объем составил 1,29 трлн руб., или 9,4% общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов без учета субвенций.
Общий объем госдолга субъектов Федерации по состоянию на 1 октября 2022 г. составил 2,69 трлн руб., год к году на 5,41%, а с начала года — на 8,9%. Несмотря на некоторый рост общего объема долга, размер долговой нагрузки благодаря более высоким темпам роста налоговых и неналоговых доходов собственно региональных бюджетов (+20,6%) сократился до 20,0%, достигнув минимального для конца сентября уровня за период 2014—2022 гг.
Продолжает сокращаться не только средний размер долговой нагрузки, но и число регионов с высоким значением данного показателя. Так, число регионов с долговой нагрузкой выше 50% по состоянию на начало октября составило 23, в то время как годом ранее их было 28.
Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется у Удмуртской Республики (105,8%), в то время как многолетний лидер по данному показателю — Республика Мордовия (99,6%) — за счет помощи федерального центра сумел покинуть эту зону.
В целом за период с 1 октября 2021 г. по 1 октября 2022 г. госдолг вырос у 59 субъектов РФ, а долговая нагрузка — у 24.
Целенаправленные действия Минфина России по замещению бюджетными кредитами дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных ценных бумаг способствовали сокращению за 12 месяцев доли первых с 8,8 до 1,8%, доли ценных бумаг — с 34,0 до 27,4%, а у бюджетных кредитов она выросла с 55,4 до 69,6%.
«Принимая во внимание продолжающееся снижение среднего уровня долговой нагрузки регионов, уменьшение числа субъектов с высоким значением данного показателя, сокращение доли расходов региональных бюджетов на обслуживание государственного долга, а также замещение коммерческих кредитов бюджетными, можно констатировать отсутствие как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе каких-либо долговых проблем на региональном уровне», — заключает А. Дерюгин.
Структура государственного долга субъектов Федерации, % к итогу
Структура
|
Сентябрь |
||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Бюджетные кредиты |
51,4 |
49,6 |
48,1 |
55,4 |
69,6 |
Кредиты от кредитных организаций |
18,9 |
20,0 |
18,8 |
8,8 |
1,8 |
Ценные бумаги |
25,8 |
27,1 |
30,4 |
34,0 |
27,4 |
Госгарантии |
3,5 |
2,9 |
2,4 |
1,5 |
1,1 |
Иные долговые обязательства |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
Источник: рассчитано А. Дерюгиным по данным Минфина России