Имущественные налоги при банкротстве в отношении предмета залога

| статьи | печать

В настоящее время в Государственную Думу ФС РФ внесен на рассмотрение законопроект, изменяющий ст. 138 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

Изменения предлагается внести в п. 6 данной нормы, предусматривающий порядок покрытия расходов на обеспечение сохранности предмета залога и на его реализацию на торгах. Согласно закону, такие расходы покрываются за счет средств, поступивших от реализации залога в первую очередь (до их расходования на погашение требований кредиторов и покрытия иных расходов).

Из буквального толкования текущей редакции п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве не следует, что при реализации предмета залога за счет вырученных средств должны покрываться и начисленные налоги. Именно данный пробел законодательства и призваны устранить планируемые изменения.

Согласно изменениям, за счет средств от продажи предмета залога предлагается покрывать начисленные за период нахождения должника в процедуре банкротства налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог, при условии, что объектами налогообложения такими налогами признается имущество, являющееся предметом залога.

В то же время в судебной практике данный вопрос уже поднимался неоднократно и даже разрешался на уровне Верховного суда РФ.

Так, в Определении от 08.04.2021 № 305-ЭС20-20287 Верховный суд, основываясь на системном и телеологическом толковании п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве, пришел к выводу, что эта норма также должна применяться и к имущественным налогам, начисленным на залоговое имущество за период нахождения должника в банкротных процедурах.

В Определении от 08.07.2021 № 308-ЭС18-21050 (41) Верховный суд хотя и ссылается на позицию из указанного выше Определения от 08.04.2021, дает более широкую трактовку: п. 6 ст. 138 НК РФ должен распространяться не только на имущественные налоги, а на все налоги, начисление которых связано с продолжением эксплуатации залогового имущества (в данном деле рассматривался вопрос начисления НДС1 и страховых взносов).

Также на 8 декабря 2022 г. Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда назначено рассмотрение кассационной жалобы налогового органа по делу № А09-15885/2017. В своей жалобе налоговый орган оспаривает судебные акты, принятые в трех инстанциях.

Суды первой и апелляционной инстанций применили дифференцированный подход к порядку уплаты налога на прибыль с продажи имущества, являющего предметом залога и не являющегося таковым. По мнению судов, налог на прибыль по имуществу, не являющемуся предметом залога, не может считаться текущим платежом и не должен удовлетворяться преимущественно перед непогашенными требованиями кредиторов третьей очереди.

Однако в отношении налога на прибыль при продаже предмета залога суды применили п. 6 ст. 138 Закона о банкротстве и указали, что соответствующий налог носит характер текущей задолженности и подлежит уплате до начала расчетов с залоговым кредитором за счет средств, поступивших от реализации предмета залога.

Постановлением от 11.07.2022 Арбитражный суд Центрального округа изменил судебные акты в этой части. Он пришел к выводу, что налог на прибыль не должен уплачиваться по-разному в зависимости от того, реализуется предмет залога или другое имущество. Поскольку подход в отношении уплаты налога на прибыль при реализации имущества уже сформирован и не относит такое обязательство к текущим платежам2, то и налог на прибыль при реализации предмета залога не должен покрываться в первую очередь в порядке п. 6 ст. 138 НК РФ.

Таким образом, в ближайшее время уже будет известен подход Верховного суда РФ и в отношении налога на прибыль.

С учетом изложенного предлагаемые изменения в Закон о банкротстве не вводят какого-либо нового правового регулирования. Целью нововведений является, во-первых, фиксация правоприменения, уже сложившегося де-факто. Во-вторых, законопроект призван ограничить споры в отношении того, какие налоги погашаются за счет продажи предмета залога. К таким налогам пока относятся только имущественные налоги. Следовательно, если законопроект будет принят в предлагаемой редакции, позиции Верховного суда в отношении иных налогов уже не должны приниматься во внимание.


1 В настоящее время не облагаются НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) должников-банкротов (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

2 Суд ссылается на Определение ВС РФ 11.02.2020 № 303-СЭ19-10320 (2, 4), которым было отказано в передаче жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам.