Введение потолка цен на российскую нефть носит политизированный, внерыночный характер и разрушает логистику глобальной экономики. Между тем на мировом энергорынке существует баланс спроса и предложения, за которым чутко следят страны ОПЕК+. Искусственное ограничение котировок Urals приведет после небольшой турбулентности лишь к изменениям географических маршрутов поставок черного золота и росту издержек продавцов и покупателей.
Политизация международных экономических отношений, по словам академика РАН, президента ИМЭМО Александра Дынкина, произнесенным на декабрьских Примаковских чтениях, рушит существующую логистику мировой экономики. При этом особенно быстро политизируется конкуренция за стратегические продукты: энергию, продовольствие, редкоземельные металлы, вакцины и т.д. Таковы последствия провала идеи глобального управления.
На мировом энергетическом рынке активно идет процесс политизированной кластеризации, главным инструментом которого стали санкции против российского ТЭК. Однако внешние ограничения, несмотря на их широкий размах, не привели к весомому сокращению объемов добычи и экспорта отечественных энергоресурсов.
В нынешнем году, по прогнозу вице-премьера Александра Новака, добыча нефти в России составит порядка 530 млн т, то есть вырастет на 1,1% по сравнению с показателем 2021 г. Эти данные коррелируют с результатами работы самой крупной в нашей стране нефтяной компании «Роснефть».
В отчете о результатах деятельности «Роснефти» за девять месяцев текущего года по МСФО отмечается, что рост операционных показателей (добыча углеводородов увеличилась на 2,2% год к году, реализация нефти выросла на 3,3%) и хорошая ценовая конъюнктура способствовали наращиванию выручки на 15,7% год к году (до 7,2 трлн руб.). EBITDA превысила 2 трлн руб. (2,014), что стало рекордным значением для компании. Маржа вышла на рекордный уровень 28%.
Между тем введение потолка цен на российскую нефть с 5 декабря на уровне 60 долл. за барр. воспринимается руководством России как внерыночная мера и очередная попытка политизированными методами ограничить работу отечественного ТЭК.
Реальные условия глобального энергетического рынка, основанные на балансе спроса и предложения, по словам А. Новака, сегодня таковы, что российские производители нефти найдут своих покупателей, невзирая на эмбарго ЕС и ценовые барьеры. Мировой спрос на углеводороды продолжает расти вследствие позитивной динамики глобальной экономики и проблем с развитием альтернативных источников энергии.
Выводы российского вице-премьера подтверждает постоянный мониторинг мирового энергорынка, который делают страны ОПЕК+. В начале декабря министры государств, участвующих в сделке по регулированию глобального энергетического рынка, приняли решение не увеличивать действующие квоты на добычу нефти.
В дальнейшем интересанты сделки ОПЕК+ будут придерживаться проактивного и превентивного подхода и подтверждают свою готовность встретиться в любое время и принять незамедлительные дополнительные меры для реагирования на рыночные изменения в целях поддержки баланса нефтяного рынка и его стабильности, если это необходимо.
На этом фоне Россия не намерена поставлять свое сырье тем покупателям, которые поддержат введение потолка цен. В краткосрочной перспективе, по мнению заместителя председателя правительства, возможно незначительное сокращение добычи, которое будет постепенно компенсировано по мере перенаправления российского экспорта на Восток и Юг.
Географическая перестройка энергетических рынков, по словам аналитика Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, может произойти довольно быстро. В близком будущем в Европе не останется российской нефти, которая поставляется морским транспортом: ЕС будет приобретать черное золото с Ближнего Востока. А российские углеводороды отправятся в государства, куда раньше поставлялась ближневосточная нефть (Китай, Индию, Юго-Восточную Азию).
Европейский союз, по оценке эксперта Центра изучения России при Восточно-китайском университете Цуй Хэна, будет вынужден искать замену российской нефти после ввода ценовых ограничений. Причем Старому Свету придется расходовать на покупку сырья больше средств, чем в прежние времена.
«В итоге расплачиваться нужно будет самой Европе, — уверен г-н Хэн. — Поскольку ей придется искать замену российской нефти и платить больше за покупку сжиженного природного газа в Великобритании и США».
Близкую позицию занимает Индия, темпы роста экономики и потребности в нефти которой сегодня становятся самыми высокими в мире. «Мы покупаем нефть из разных источников, но разумная политика заключается в том, чтобы идти туда, где мы получаем лучшие условия в интересах индийских компаний, и это именно то, что мы стараемся сделать», — дипломатично заявил на днях министр иностранных дел страны Субраманьям Джайшанкар.
Российские власти сейчас обсуждают несколько вариантов ответных мер на введение западными странами ценового потолка на отечественные углеводороды.
Первый, самый радикальный, вариант предполагает полный запрет на продажу нефти странам, которые поддержали ценовое ограничение, в том числе в случаях, когда они покупают сырье не у России напрямую, а через государства или компании — посредники.
Второй механизм предусматривает запрет на экспорт углеводородов по контрактам, в которых прописано условие потолка цен, вне зависимости от того, какая страна выступает получателем.
Третий сценарий строится на основании введения так называемой индикативной цены, то есть расчета максимального дисконта российской экспортной нефти Urals к эталонному сорту Brent.
Наиболее вероятным на данный момент выглядит второй вариант ответного механизма. Впрочем, и государства коллективного Запада обещают возможные изменения в правилах своих санкций в зависимости от развития событий. В общем, «покой нам только снится»...