В медиацентре «Россия сегодня» состоялся круглый стол, посвященный внесению поправок в Федеральный закон «О связи» в части переносимости фиксированных номеров между операторами. Актуализировать работу в этом направлении предложил разработчик сервисов виртуальной телефонии — компания Sipuni. По мнению экспертов, возможность беспрепятственной отвязки номера от оператора снизит ежегодные затраты российских компаний на коммуникационные услуги до 40% только за счет конкуренции между игроками на рынке связи.
Впервые в России вопрос о сохранении абонентского номера в мобильной и фиксированной сети после смены поставщика услуг прозвучал в 2005 г. В 2009 г. состоялся пилотный запуск услуги переносимости номера мобильной связи (MNP). Задачи проекта — реализация прав абонентов и развитие конкуренции на рынке услуг подвижной связи. В 2013 г. услуга MNP была внедрена, и у всех россиян появилась возможность свободно менять сотового оператора, сохраняя при этом номер телефона.
Вопрос отвязки номеров в фиксированных сетях связи тогда обсуждался и прорабатывался, но был отложен. В 2015 г. к идее переноса стационарных номеров по аналогии с MNP вернулось Минэкономразвития. По данным исследований, проведенных по заказу ведомства, внедрение услуги даст снижение цен на фиксированную связь на 10%.
Инициативу Минэкономразвития поддержала Федеральная антимонопольная служба. «На очереди внедрение LNP (переносимость фиксированного номера), и уже сейчас можно с уверенностью сказать, что такие услуги стимулируют не только улучшение качества и увеличение зоны покрытия, но и создание новых тарифных предложений», — говорил представитель ФАС в 2015 г. По его словам, из российского опыта внедрения переносимости номеров можно сделать вывод, что требуется стимулирование появления новых операторов связи, а также более тщательное информирование граждан о возможностях и условиях переносимости номера.
В текущем году обсуждение законодательных ограничений переносимости фиксированных номеров инициировала компания Sipuni. Разработчик обратился в органы исполнительной и законодательной власти с официальным письмом о необходимости внесения поправок в Федеральный закон «О связи».
Обращение направлено в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство экономического развития, Федеральную антимонопольную службу и Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Его авторы сетуют на то, что из-за законодательных ограничений абоненты, как частные, так и корпоративные, сегодня не могут свободно выбирать оператора фиксированной связи, сохраняя при этом свой номер.
Рост конкуренции и экономия затрат
В то же время мировой опыт доказывает — этот процесс выгоден для всех сторон: регулятора в области связи, операторов и абонентов. «„Телефонное рабство“ для абонентов фиксированной связи в России существенно тормозит развитие телекоммуникационного рынка, сказывается на качестве услуг, повышает издержки бизнеса. Это негативно отражается на деловом климате в условиях санкций и специальной военной операции», — говорится в обращении Sipuni в ведомства.
По данным компании, возможность беспрепятственной отвязки номера от оператора существенно снизит ежегодные затраты российских компаний на коммуникационные услуги только за счет конкуренции между игроками на рынке связи. «Мы выступаем за возможность для людей и компаний свободно распоряжаться своими городскими телефонными номерами. Для этого необходимы законодательные изменения. Мы готовы их инициировать и поддержать», — прокомментировал генеральный директор Sipuni Артемий Мороко.
Сегодня услугу перенесения фиксированного номера в разных моделях реализуют 70 стран мира. Наиболее успешные кейсы: номер можно переносить и в другую фиксированную сеть, и к мобильным операторам, и к компаниям IP-телефонии. По данным Стэндфордского института экономических исследований, после внедрения в США переносимости номеров тарифы на услуги связи упали на 4,5%. Комиссия Европейского сообщества зафиксировала падение цен на беспроводные сервисы на 4%, в стационарных сетях — на 11%.
«По нашим данным, от 15 до 40% каждая компания может сэкономить на голосовых услугах связи при условии внедрения услуги переносимости городских номеров, то есть это издержки, которые можно сократить. Бизнес нуждается в этой услуге и в том числе в свободной конкуренции», — отметил генеральный директор Sipuni в ходе круглого стола. По его словам, эта идея стала ключевой для нового бизнес-объединения — Ассоциации операторов корпоративной связи, которая юридически будет создана в начале 2023 г.
Леонид Коник, главный редактор ComNews, напомнил о том, что запуску услуги переносимости мобильных номеров предшествовали семилетние обсуждения. Дискуссия была долгой. Операторы сотовой связи, которые выступали против внедрения этого сервиса, говорили о том, что эта услуга не очень нужна, что она не будет пользоваться большим спросом, что потребует больших затрат и не принесет возврата инвестиций. «Тем не менее у рынка и регулятора тогда хватило задора и решимости. Услуга переносимости мобильного номера была запущена в декабре 2013 г.», — отметил эксперт.
Оценить, насколько она оказалась востребованной, он предложил с помощью цифр. На сегодняшний момент, согласно базе данных перенесенных номеров, которую ведет ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи», в России перенесено 23 млн мобильных номеров. При этом в эту базу внесено почти 55 млн заявок на перенос мобильного номера. Для сравнения: у сотового оператора «МТС» в России, по последним данным, 79 млн абонентов, у «Мегафона» — 74 млн абонентов, у «Теле2» — менее 50 млн.
Л. Коник обратил внимание, что тарифы на электричество, воду, отопление и другие коммунальные услуги на протяжении последних десяти лет постоянно росли. В то время как тарифы на связь в рублях практически не изменились. Средний доход оператора с мобильного абонента сейчас, как и десять лет назад, остался на уровне 350 руб., несмотря на другой курс доллара и уровень покупательской способности населения. В значительной степени, по мнению эксперта, стоимость мобильной связи зафиксировала услуга переносимости номеров благодаря увеличению конкуренции.
Генеральный директор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов отметил, что за год выбрасывается в мусорное ведро порядка 100 млн SIM-карт, что говорит о том, что большинство жителей России услугой переноса номера не пользуются. В мире перенос фиксированной связи — распространенная практика, но цифры очень разные. Она была востребована, когда такая связь пользовалась популярностью, — в начале нулевых. Сейчас услуга активно исчезает — абонентская база стационарной телефонной связи сокращается примерно на 2 млн в год.
По данным компании «Мегафон», в 2021 г. объем рынка фиксированной телефонной связи снизился на 8,1%, до 87,9 млрд руб., число абонентов сократилось на 8,5% и составило 19,6 млн. Основным фактором снижения стал рост использования мессенджеров и мобильной связи. Доходы в сегменте В2С при этом падали более быстрыми темпами, а проникновение услуги сократилось на 3 п.п., до 24%.
Тем не менее доходы от услуг телефонной связи хотя и падают, остаются довольно объемными. По данным Минцифры, за 1-е полугодие доходы от местной телефонной связи в городской местности составили 36,2 млрд руб., от местной телефонной связи в сельской местности — 3,6 млрд руб., от междугородной, внутризоновой и международной связи — 22,3 млрд руб.
Устаревшее оборудование и расходы
Владимир Держируков, юрист Sipuni, рассказал о том, что сейчас в мире сложно найти регион, где переносимость фиксированных номеров не внедрена. Все страны нашли подход к решению проблемы. И международный опыт демонстрирует востребованность данного сервиса для абонентов. Так, по данным французского регулятора в области связи, в 2020—2021 гг. более 5,5 млн абонентов фиксированной связи воспользовались услугой переноса номера во Франции.
По его словам, введение возможности переноса фиксированных номеров будет способствовать повышению конкуренции на рынке. «Наиболее эффективное распределение ограниченного ресурса нумерации и, соответственно, снижение числа фактически не используемых номеров. Кроме того, будет повышаться качество услуг, а их стоимость снижаться. Возможность переноса номеров стимулирует операторов связи в тех регионах, где они мало представлены, развиваться», — отметил В. Держируков.
Компания Sipuni подготовила проект поправок к Федеральному закону «О связи», предполагающий соответствующие изменения. Авторы инициативы предлагают провести пилотный проект по внедрению переносимости фиксированных номеров для отработки технических и организационных моментов.
Проект нормативного акта его разработчик представил органам законодательной и исполнительной власти и уже получил официальные ответы от них. «ФАС подтвердила свою позицию, что внедрение переносимости номеров является важным аспектом эффективной конкуренции на рынке телекоммуникаций», — сообщил В. Держируков.
Позицию Минцифры в ходе круглого стола озвучила Анастасия Оситис, президент Международной академии связи. В министерстве считают, что изменения негативно скажутся на деловом климате в условиях санкций и специальной военной операции. «Если бы проект предложили раньше, может, был бы положительный эффект. Но и раньше возникли бы проблемы», — подчеркнула она.
Эксперт обратила внимание, что 30 лет весь сектор телекоммуникаций строился на импортном оборудовании. Все оборудование до каждого винтика завезено из других стран. Сейчас лезть в мозги станциям не представляется возможным, а в первую очередь нужно думать о том, как сохранить качество связи и создавать концепцию устойчивого развития этой отрасли, считает А. Оситис.
По словам Сергея Царькова, генерального директора компании «Новател», основной аргумент, который не позволил продвигать идею десять лет назад, — очень много устаревшего оборудования, которое не способно поддерживать переносимость фиксированных номеров. Однако сейчас, по его мнению, технологически у крупных мобильных операторов нет ограничений, чтобы переносить фиксированные номера.
В обсуждаемом на круглом столе законопроекте проблему, связанную с необходимостью модернизации оборудования, предлагается решить следующим образом: переносить номера фиксированной связи будут только те операторы, сети которых уже соответствуют необходимым техническим требованиям. Авторы поправок считают, что такой подход позволит продвинутым операторам включиться в борьбу за новых абонентов и простимулировать операторов, которые отстают в техническом вопросе.
Экономические показатели услуг телефонной связи, млн руб., январь — июнь 2021—2022 гг.
Наименование показателей |
Шесть месяцев 2022 г. |
В % к шести месяцам 2021 г. |
Междугородная, внутризоновая и международная телефонная связь — всего |
22252,2 |
95,8 |
Междугородная, внутризоновая и международная телефонная связь от населения |
1478,4 |
79,1 |
Местная телефонная связь в городской местности — всего |
36242,2 |
94,8 |
Местная телефонная связь в городской местности от населения |
14293,9 |
87,9 |
Местная телефонная связь в сельской местности — всего |
3561,9 |
91,1 |
Местная телефонная связь в сельской местности от населения |
2436,1 |
88,2 |
Источник: Минцифры
К сведению
Большинство фиксированных операторов готовы поднять тарифы в 2023 г.
Представители телекоммуникационных сетей РФ (услуги ШПД, телефонии, ЦОД, ТВ и видеонаблюдения) ожидают, что тарифы их компаний в следующем году вырастут — среди участников рынка за это высказались 88%. Это сразу на 10 п.п. больше, чем в конце 2021 г., следует из данных пятого ежегодного исследования — опроса TelecomDaily, в котором представители операторских компаний делились ожиданиями по поводу тарифной политики.
Исследование ИАА TelecomDaily традиционно касается бизнеса большинства телеком-операторов, за исключением тех, которые специализируются на беспроводной связи (то есть сотовых операторов). Тем не менее фиксированные операторы также оказывают услуги мобильной связи: выпускают конвергентные предложения, закупают SIM-карты, чтобы использовать в IoT-устройствах, и т.д.
Рынок телекоммуникаций РФ по сравнению с 2021 г. не показал заметного роста. Если годом ранее сразу 81% респондентов констатировали увеличение годового объема услуг, то по итогам 2022 г. их доля составила 66%. О значительном росте объемов оказываемых услуг (от 11% и более) сообщили 12% — против 31% годом ранее. Рост объемов в пределах 10% зафиксировали 54% респондентов (в конце 2021 г. — 50%).
Сокращение объема оказываемых услуг отметили 5% (против 3% годом ранее), еще 22% говорят об отсутствии положительной динамики (14% годом ранее). Таким образом, сразу 27% опрошенных потенциально находятся в зоне риска.
О росте издержек сообщили 71% опрошенных — это настораживающая динамика (в конце 2021 г. — 57%, 2020-го — 60%). На значительном росте по итогам этого года настаивают 25% (год назад — 13%, два года назад — 26%) респондентов.
На этом фоне показательно, что и общее финансовое состояние компаний за год ухудшилось. Сразу 43% отмечают, что им удается поддерживать, но не развивать бизнес (таковых 30% по итогам 2021 г.), еще 8% говорят об острой нехватке средств (6% годом ранее). До 49% сократилась доля операторов, которым средств хватает в том числе на развитие (против 59% годом ранее).
В уходящем году внешние факторы негативно повлияли на телекоммуникационный бизнес. Большинство компаний (66%) указывают на дефицит оборудования, связанный с санкционными ограничениями, и, как следствие, на рост его стоимости. Еще одним крайне значимым отрицательным последствием для 59% опрошенных стал уход мировых вендоров.
Операторы сообщили, что больше всего их бизнесу угрожает рост инфляции (51%), падение платежеспособного спроса (40%) и экономические санкции (40%). В этих условиях 88% опрошенных делают неутешительный для абонентов вывод: в 2023 г. рост тарифов на услуги связи продолжится (напомним, по итогам 2021-го такой прогноз озвучили 78% компаний).
Причем операторы ожидают довольно существенного увеличения: 41% прогнозируют его в пределах от 10 до 15% (в конце 2021-го так ответили 32%). Второй по популярности ответ, за который высказались 33% респондентов, — что тарифы вырастут от 3 до 9% (в прошлом году так считали 32%). В рост тарифов от 16% и выше верят 14% (их доля за год не изменилась). А вот доля оптимистов, уверенных, что тарифы не вырастут больше чем на 2%, за год снизилась до 12% (в конце 2021 г. — 20%).
По мнению опрошенных, больше всего вырастет стоимость мобильной связи (в рамках FMC, IoT-продукта, видеонаблюдения и т.п.) — за этот вариант проголосовали 60%, фиксированный доступ в интернет выбрали 57% опрошенных. Высокой динамики в ценообразовании на облачные сервисы и услуги ЦОД ожидают 39%.
На вопрос, какие опции/сервисы станут наиболее востребованными в следующем году, представители операторов ответили определенно — скидки, кешбэк и бонусные программы. За них высказались 63%. Облака набрали сразу 60%, хотя в прошлом году не входили в первую тройку. А вот лидировавшие в конце 2021 г. онлайн-игры и игровые сервисы переместились на третье место — у них 45% голосов.
Эксперты агентства отмечают, что результаты текущего опроса действительно могут свидетельствовать о подготовке к росту тарифов, особенно в самых востребованных сегментах — фиксированный доступ в интернет и мобильная связь. Для сравнения: годом ранее количество компаний, прогнозировавших, что их тарифы пойдут вверх, напротив, снизилось на 8 п.п., до 78% опрошенных.
Дело в том, что в 2020—2021 гг. проводные операторы поднимали тарифы в среднем на 12—15% и столкнулись с тем, что возможности абонентов сильно ограничены. В конце 2022 г. компании снова находятся под давлением внешних факторов, таких как уход международных вендоров и подорожание телеком-оборудования, попавшего в категорию дефицитных товаров.