В современных условиях антиконкурентные соглашения и согласованные действия сторон представляют серьезную угрозу конкуренции и приводят к росту цен на таком рынке. В связи с этим принят закон о внесении изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок <…>» (Федеральный закон от 05.12.2022 № 500-ФЗ). Предполагается, что эти изменения должны повысить эффективность выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий. «ЭЖ-Юрист» попросил юристов-практиков проанализировать поправки и их влияние на антимонопольную практику.
В ходе расследований по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях ФАС сталкивается с активным противодействием, которое заключается в сокрытии и уничтожении информации, имеющей значение для доказывания противоправной деятельности.
При проверках антимонопольному органу предоставлено право на получение объяснений
С целью уточнения объема полномочий, которыми наделяется антимонопольный орган при поведении проверок, Закон о защите конкуренции дополнен ст. 25.4-1, предоставляющей возможность антимонопольному органу по мотивированному требованию в установленный срок получать объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий, при проведении плановых и внеплановых проверок.
Данные объяснения могут быть получены от:
-
физлиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;
-
руководителей, работников коммерческих и некоммерческих организаций, иных организаций, осуществляющих функции указанных организаций;
-
должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, или государственных внебюджетных фондов.
Законом также предусматриваются положения об ответственности должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок в соответствии с законодательством РФ.
Полагаем, что указанные положения уточняют и раскрывают уже имеющиеся у антимонопольного органа полномочия в соответствии со ст. 25 Закона о защите конкуренции и будут способствовать упрощению процесса выявления и сбора ведомством доказательств антиконкурентых соглашений при проведении проверок.
Определен порядок подачи заявления о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений
Программы освобождения (смягчения) от ответственности являются одним из механизмов выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий, для повышения эффективности которых необходимо было на законодательном уровне разрешить вопрос об организации процедуры определения очередности (приоритетности) поданных в антимонопольный орган заявлений.
Таким образом, Закон о защите конкуренции дополнен ст. 44.1, регламентирующей порядок подачи и рассмотрения антимонопольным органом заявлений хозяйствующим субъектом (группой лиц) о заключении ими ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении согласованных действий. Хозяйствующий субъект наделяется правом подачи такого заявления вплоть до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Предусматривается, что резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать выводы о наличии оснований для освобождения и (или) смягчения ответственности ответчиков по делу.
Если заявление подается двумя и более участниками соглашения или согласованных действий одновременно в федеральный антимонопольный орган и территориальный антимонопольный орган, заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган, считается поданным первым.
Полагаем, что нововведение вносит ясность и прозрачность в процедуру определения очередности (приоритетности) при подаче заявления о заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию (или участии в согласованных действиях), и позволит нарушителям беспрепятственно реализовывать свое право на снижение размера штрафа (освобождение от ответственности).
Новые требования к составу извещения о закупках
В Закон о контрактной системе внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2024 г., согласно которым заказчик при размещении извещения об осуществлении закупки должен включить в извещение информацию о предупреждении об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
Полагаем, что нововведение является превентивной мерой и направлено на минимизацию количества антиконкурентных соглашений, заключаемых на торгах, однако об эффективности данной нормы можно будет судить лишь спустя некоторое время.