Уходящий год был щедр на события, и по традиции, подводя итоги, «ЭЖ-Юрист» обратился к своим постоянным авторам — юристам-практикам — с просьбой выделить главные из них. О том, какой они сделали выбор, — в нашем материале.
Юридические итоги — 2022
Комментарий эксперта
Проблемы трансграничной передачи персональных данных и будущее взаимодействия с иностранными контрагентами
Наиболее значимым событием в области регулирования персональных данных в России в 2022 г. стало принятие существенно обновленной редакции Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).
Принятые дополнения затронули обширный круг вопросов, включая новые правила уведомления об инцидентах безопасности (утечках данных), новые сроки обработки запросов органов власти и граждан по проблемам, связанным с незаконной обработкой персональных данных, а также введение ограничений на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних.
Одними из наиболее спорных и обсуждаемых поправок стали изменения в регулировании порядка трансграничной передачи персональных данных. Согласно обновленной редакции ст. 12 Закона о персональных данных на компании, которые передают данные за границу, возлагается обязанность по направлению уведомления о намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных в Роскомнадзор. Такое уведомление следует направить до 1 марта 2023 г., если компания уже осуществляет деятельность по трансграничной передаче данных и планирует продолжать передавать данные и после вступления поправок в силу.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на существенные изменения в общем подходе, само по себе понятие о трансграничной передаче как о передаче данных на территорию иностранного государства осталось прежним. Такое определение, по мнению ряда экспертов в области приватности, все еще оставляет достаточно пространства исключения из-под понятия трансграничной передачи случаев предоставления доступа к данным находящимся в РФ лицам из иностранных юрисдикций.
Несмотря на то что новые обязательства операторов сформулированы именно как обязательства по направлению уведомления, фактически порядок подразумевает получение разрешения Роскомнадзора на передачу данных, когда такая передача осуществляется в страны, не обеспечивающие, по оценке российского законодателя, адекватную защиту прав субъектов персональных данных.
Кроме того, следует иметь в виду, что, помимо обновления используемых форм договоров, операторам персональных данных, осуществляющим трансграничную передачу, также необходимо будет обеспечить сбор достаточно обширного круга сведений об иностранном контрагенте, которому поручается обработка данных.
Что касается ответственности за неподачу новой формы уведомления о трансграничной передаче, следует иметь в виду, что в КоАП РФ не были внесены изменения, предусматривающие специальные штрафы или иные меры ответственности. Вместе с тем к таким случаям, как представляется, также будет применим общий состав ст. 19.7 КоАП РФ.
Комментарий эксперта
Ограничения, Правкомиссия и management buy-out
В сфере корпоративного права главным событием этого года стало введение требования о согласовании операций, позволяющих лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении РФ, так или иначе распоряжаться российскими активами.
С марта 2022 г. указами Президента РФ поэтапно вводился особый порядок совершения целого ряда таких операций. Например, были установлены ограничения в отношении прямых выплат в пользу иностранных участников — распределения прибыли российских обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов (Указ от 04.05.2022 № 254). Затем риск массового ухода иностранных инвесторов с российского рынка предопределил введение мер по ограничению сделок с долями нерезидентов в наиболее популярной организационно-правовой форме — ООО (Указ от 08.09.2022 № 618), а также осуществления выплат участникам в связи с уменьшением уставного капитала или ликвидацией российских компаний (Указ от 15.10.2022 № 737). Во многом ограничения касались необходимости предварительно согласовывать свои действия с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и получать соответствующее разрешение.
На практике юристы столкнулись с проблемами толкования отдельных положений указов. Некоторые проекты, по которым уже был проведен не один раунд переговоров, приходилось оперативно перестраивать из-за новых требований, которые вступали в силу в день опубликования. Банки и нотариусы во многих вопросах занимали выжидательную позицию в связи с отсутствием необходимых разъяснений от ЦБ РФ и нотариальной палаты. Например, некоторые нотариусы требовали разрешение комиссии уже на этапе подачи уведомления о начале процедуры ликвидации. При этом другие нотариусы придерживались подхода, согласно которому такое разрешение требуется только на последнем этапе ликвидации.
Значительную часть времени в корпоративных процессах в 2022 г. занимало структурирование и сопровождение сделок с акциями/долями АО и ООО. Особую популярность приобрела модель MBO (management buy-out), при которой иностранные учредители передают бизнес собственному менеджменту. Одним из подводных камней этого процесса является необходимость проводить оценку бизнеса перед получением решения Правительственной комиссии.
Подводя итог, отметим, что введение новых ограничений и усиление роли Правительственной комиссии изменило взаимодействие как по текущим на тот момент, так и по будущим проектам. Эти изменения оказали влияние на сроки и стоимость проектов, увеличили количество документов, необходимых для реализации запросов клиентов, повлияли на количество официальных обращений для получения разъяснений и стали дополнительной сферой взаимодействия с нотариусами и госорганами.
Комментарий эксперта
Неисполнение решений ЕСПЧ и поправки в УПК РФ о возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям
В марте российские власти объявили о выходе из Совета Европы и денонсации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В июне был принят закон о неисполнении после 15.03.2022 решений ЕСПЧ. Так закончился 24-летний период, когда граждане России могли обжаловать действия властей в межгосударственном органе.
При этом запрет ЕСПЧ по своей сути имеет обратную силу — постановления ЕСПЧ, вступившие в силу после этой даты, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Многие заявители с уже принятыми к рассмотрению жалобами ждали решения Страсбурга, которое бы позволило, например, обратиться в Верховный суд для пересмотра их дел. Теперь они лишились такой возможности.
Тем не менее ЕСПЧ был инструментом, помогающим увидеть болевые точки и привести отечественную судебную практику и законодательство в соответствие с международными стандартами.
Медленно, но верно принципы и идеи, заложенные в его практике, проникали в наше законодательство и правоприменение.
В последние годы все чаще суды всех уровней использовали позицию ЕСПЧ при разрешении конкретных дел.
Кроме того, на фоне санкций частью пакета поддержки бизнеса стали изменения УПК РФ о порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь следователи могут начать уголовное преследование только на основании материалов, поступивших из налогового органа.
Сейчас сложно сказать, как отразится новый старый порядок на предпринимателях. В прошлый раз он привел к существенному сокращению налоговых дел.
Однако с тех пор выросли возможности налоговых органов, которые теперь могут отслеживать практически каждый шаг налогоплательщиков. Значительно улучшилось взаимодействие между налоговыми и силовыми органами.
Поэтому ожидать резкого снижения возбужденных уголовных дел по налоговым составам, наверное, не стоит. Но в любом случае эти изменения позволяют предпринимателем снизить риски уголовного преследования по налоговым преступлениям.
Комментарий эксперта
Большие перспективы антимонопольной практики и текущие послабления
Перемены в экономической и геополитической ситуации в 2022 г. затронули многие отрасли законодательства, в том числе и антимонопольную сферу.
В текущем году для снижения административной нагрузки на бизнес были приняты, в частности, следующие значимые меры:
-
установлены особенности осуществления государственного контроля (надзора) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 (мораторий на проведение плановых проверок);
-
установлены особенности предоставления государственных и муниципальных преференций (упрощенно, без предварительного согласия антимонопольного органа, за исключением некоторых случаев);
-
установлено, когда можно не получать предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, для которых оно требуется (для сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении них — если суммарная стоимость активов по последнему балансу лица — объекта экономической концентрации и его группы лиц составляет от 800 млн до 2 млрд руб.; для сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении них);
-
изменены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 (сведения о поставщике не включат в реестр, если он не смог исполнить договор из-за обстоятельств непреодолимой силы, в том числе политических и экономических санкций) и т.п.
Важно отметить, что сдвинулся с «мертвой точки» вопрос принятия «пятого антимонопольного пакета», посвященного развитию и совершенствованию антимонопольного регулирования цифровых рынков. При подготовке новой редакции законопроекта регулятором оценен необходимый уровень воздействия на «цифровые» рынки, который, с одной стороны, не должен вводить необоснованные ограничения в деятельность «цифровых» платформ, а с другой — принуждать доминирующие компании (владеющие «цифровой» платформой) не препятствовать свободной торговле и справедливой конкуренции. Надеемся, что в случае принятия и одобрения «пятого антимонопольного пакета» поправки вступят в силу уже в 2023 г.
Активная работа по совершенствованию антимонопольного законодательства продолжается и под конец года. Федеральным законом от 05.12.2022 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» были внесены изменения в части расширения полномочий антимонопольного органа при проведении проверок по выявлению противоправных действий (антиконкурентных сговоров).
В целом можно заключить, что для развития конкурентного законодательства год был крайне плодотворным.
Комментарий эксперта
Кто захлопнет «ящик Пандоры» для КДЛ?
2022 г. был не очень богат на события в области банкротства. С 1 апреля по 1 октября действовал мораторий на банкротство, и, хотя производство по уже возбужденным процедурам продолжалось, новых дел было значительно меньше, что в целом повлияло на активность судебной практики и законодателя.
Наиболее значимым событием в 2022 г. в части законодательства о банкротстве, на мой взгляд, стал Федеральный закон от 21.11.2022 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“» (далее — Закон), принятый во исполнение постановления КС РФ от 16.11.2021 № 49-П (далее — Постановление № 49-П), которым ст. 42 АПК РФ и ст. 34 Закона о банкротстве в их взаимосвязи были признаны не соответствующими Конституции РФ.
Новый Закон изменил положение лиц, контролирующих должника (далее — КДЛ), а некоторые его положения открыли «ящик Пандоры», дав КДЛ возможность «добросовестно заблуждаться» о своем контролирующем статусе.
По мнению КС РФ, ограниченное участие КДЛ в деле о банкротстве нарушало права КДЛ, лишая их возможности защищаться и оспаривать решения, которые в дальнейшем могли повлиять на привлечение их к субсидиарной ответственности. В частности, КДЛ не могли участвовать в спорах и оспаривать решения о включении в реестр требований кредиторов, о признании сделок недействительными и т.д. Суды отказывали КДЛ в принятии жалоб и заявлений, считая, что такого рода решения не затрагивают непосредственно их права и обязанности, а потому на таких лиц не распространяется действие ст. 42 АПК РФ.
Принятие Постановления № 49-П привело к всплеску заявлений от привлеченных к субсидиарной ответственности лиц — они пытались пересмотреть судебные акты в делах о банкротстве, которые, по их мнению, повлияли на принятие решения о привлечении их к ответственности. Эти заявления вызвали обоснованное недовольство остальных участников дел о банкротстве, пересмотру стали подвергаться решения, принятые пять — семь лет назад.
Закон, в свою очередь, закрепил выводы, ранее высказанные КС РФ. Их значение трудно переоценить.
С одной стороны, п. 4 ст. 34 Закона о банкротстве предоставил КДЛ право ходатайствовать о привлечении его в дело в качестве полноценного участника. В то же время даже установление статуса контролирующего лица порой отнимает у участников дела о банкротстве много сил и времени. Если контролирующее лицо не связано с должником напрямую, его заявление о своем контролирующем статусе облегчает жизнь всем сторонам и позволяет рассматривать дело о банкротстве более объективно, с учетом мнения всех сторон.
С другой стороны, изменения, внесенные этим же законом в п. 1 ст. 61.15 Закона о банкротстве, несколько нивелируют положительный эффект и, напротив, порождают правовую неопределенность и возможность многочисленных злоупотреблений.
В соответствии с нововведениями в одном из новых абзацев п. 1 ст. 61.15 Закона о банкротстве указано, что, если лицо, в отношении которого подано заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности, добросовестно заблуждалось о своем контролирующем статусе, оно имеет возможность восстановить сроки для обжалования судебных актов, которые, по его мнению, могут повлиять на принятие решения о привлечении к ответственности.
Полагаю, это положение и может открыть своеобразный «ящик Пандоры». Для начала не совсем понятно, как можно «добросовестно» заблуждаться о своем контролирующем статусе. Ведь если лицо будет признано контролирующим, то это само по себе говорит о том, что оно имело право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. А значит — действовало сознательно, что не предполагает добросовестного заблуждения.
Появление в деле такого «добросовестно заблуждавшегося» лица позволит восстановить сроки на обжалование по решениям, состоявшимся несколько лет назад. Это означает, что теперь в деле о банкротстве сохраняется риск пересмотра уже принятых решений, а сроки исковой давности становятся условными. Споры, которые и раньше не отличались простотой, усложнятся еще больше, а число их возрастет.
Комментарий эксперта
Активное законотворчество в сфере поддержки трудовых прав в связи с мобилизацией
В 2022 г. особое значение для трудового законодательства приобрела процедура приостановления трудового договора. В трудовое законодательство были внесены изменения, расширяющие сферу действия данной процедуры. В апреле 2022 г. приостановление действия трудового договора стало допустимым в качестве временной антикризисной меры для поддержания занятости граждан (постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений <…>»).
В сентябре 2022 г. постановление № 511 было дополнено условием о приостановлении действия трудовых договоров, а также служебных контрактов при призыве на военную службу в связи с мобилизацией в Вооруженные Силы РФ (постановление Правительства РФ от 22.09.2022 № 1677).
А в октябре 2022 г. Трудовой кодекс РФ был дополнен специальной ст. 351.7, устанавливающей особенности трудовых отношений, в частности, с мобилизованными гражданами.
В отношении всех этих работников действие трудового договора приостанавливается на период военной службы или оказания им добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ. При выходе на работу действие трудового договора возобновляется — в день выхода на работу. Весь период приостановления трудового договора мобилизованного работника (контрактника) включается в трудовой стаж (ч. 7 ст. 351.7 ТК РФ), а также в стаж работы, дающей право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 1 ст. 121 ТК РФ).
Отметим, что в соответствии с ч. 10 ст. 351.7 ТК РФ в период приостановления действия трудового договора расторгать трудовой договор с работником компания может только в случаях ликвидации организации или истечения срока действия трудового договора.
Также, если после окончания военной службы работник не выйдет на работу по истечении трех месяцев, организация может уволить работника на основании п. 13.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
О приостановлении и возобновлении трудовых договоров организации обязаны в 2022 г. извещать Пенсионный фонд РФ по форме СЗВ-ТД, а в 2023 г. представлять сведения в объединенный Социальный фонд России, по форме ЕФС-1 (подп. 2 п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Комментарий эксперта
Споры о нецелевом использовании земельного участка могут уйти в прошлое
Наиболее значимое событие в сфере регистрации недвижимости в 2022 г., на наш взгляд, — это вступление в силу поправок в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости) и ЗК РФ, касающихся порядка определения и установления видов разрешенного использования земельных участков (Федеральный закон от 30.12.2021 № 493-ФЗ, далее — Закон № 493-ФЗ)
До принятия Закона № 493-ФЗ нормами ЗК РФ в совокупности с ГрК РФ было предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков из предусмотренных документами зонирования территорий видов выбираются правообладателями самостоятельно (за некоторым исключением), без дополнительных разрешений и согласований. При этом на условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо было получать разрешение.
Таким образом, на законодательном уровне отсутствовала определенность, в каком порядке и при каких условиях вспомогательные виды разрешенного использования считаются установленными для земельного участка, что являлось причиной возникновения различных судебных споров правообладателей с органами власти, в частности об обжаловании привлечения к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.
Позиция Росреестра сводилась к тому, что если фактическое использование земельного участка не соответствует тому виду разрешенного использования, сведения о котором внесены в ЕГРН, такое использование должно признаваться нецелевым и влечь за собой установленную законом ответственность (см., например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 22.12.2021 № Ф05-24698/2021 по делу № А40-208992/2020, от 14.02.2022 № Ф05-1112/2022 по делу № А40-186817/2021).
В свою очередь, установление в градостроительных регламентах вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков позволяет их правообладателям наиболее экономически эффективно использовать земельный участок, не меняя при этом основной вид разрешенного использования, что, в свою очередь, может потребовать дополнительных временных и денежных затрат.
Таким образом, принятие Закона № 493-ФЗ внесло правовую определенность в многолетнюю проблему, которая заключала в себе возможность произвольного усмотрения конкретных должностных лиц и судов при привлечении правообладателей земельных участков к административной ответственности за нецелевое использование земель и ограничения способов использования земельных участков.
Еще одной важной новеллой законодательства в области регистрации недвижимости в 2022 г. стало внесение изменений в ст. 28 Закона о регистрации недвижимости. С 29.06.2022 были отменены так называемые «регистрационные надписи», проставляемые на правоустанавливающих документах. Теперь государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, совершение иных регистрационных действий удостоверяются только выпиской из ЕГРН.
Комментарий эксперта
Участники-нерезиденты практически не могут принимать оперативные корпоративные решения
Юристам корпоративной практики в 2022 году пришлось быстро реагировать на изменения, касающиеся сделок с акциями АО и долями в уставных капиталах обществ, так как был введен ряд ограничений на сделки с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (Указ Президента России № 81 от 01.03.2022), также требовалось получать разрешение Центрального Банка (далее — ЦБ РФ) на совершение таких сделок в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 295.
Указом Президента РФ от 18.03.2022 № 126 до конца 2023 г. блокировано участие резидентов РФ в юрлицах-нерезидентах без получения специального разрешения. И несмотря на то что решением Совета директоров Банка России от 25.03.2022 был утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление указанных операций, ясности в процедуру получения разрешения это акт не добавил, так как Центробанку были предоставлены полномочия определять существенные условия такого разрешения, срок или период его действия, иные условия действия выданного разрешения.
Участники сделок и их представители были поставлены в ситуацию неопределенности: будет выдано в установленный срок разрешение или нет, будут ли определены ограничивающие такую сделку условия, на которые стороны не рассчитывали, принимая решение о ее заключении. Знание корпоративного законодательства в этом случае никак не помогало юристам при консультировании доверителей, так как это регулирование было новым для всех участников рынка, в том числе и для самого ЦБ.
Между тем по мере развития событий в каких-то сферах принимались акты, смягчающие/снимающие регулирование, в каких-то, наоборот, вводилось ужесточение контроля.
Так, например, российским финансовым организациям, находящимся под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными государствами, было разрешено совершать сделки с резидентами в отношении ценных бумаг и недвижимости, запрет на которые был установлен ранее (выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 11.04.2022 № 30).
Указом Президента РФ от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств <…>» были отменены ограничения, введенные Указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81 в отношении ряда сделок.
Несмотря на плавное снятие ограничений, в сентябре 2022 г. очередным Указом Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами» были установлены ограничения, связанные с возможностью иностранных владельцев российского бизнеса «выйти» из дела, а точнее — с невозможностью это сделать в обычном порядке.
При этом ограничения распространялись и на сделки, которые позволяют определять условия управления такими ООО и условия осуществления участниками предпринимательской деятельности.
То есть и опционы, и корпоративные договоры, сторонами которых являются указанные лица, не могут быть заключены без соответствующего разрешения.
Как видно, список действий, связанных с управлением в ООО и осуществлением корпоративных прав участников, достаточно большой, поэтому при таком регулировании у участников-нерезидентов практически нет возможности принимать какие-либо оперативные решения.
По состоянию на декабрь 2022 г. ограничения продолжают действовать, а значит, у нерезидентов РФ по-прежнему нет возможности «выйти» из российского бизнеса в любой момент, как это допускалось ранее. В текущей ситуации такие ограничения, безусловно, создают дополнительные сложности.
В этих условиях неопределенности очень ценно, что коллеги не стремятся «закрыться», а, наоборот, с готовностью делятся своими знаниями и опытом, полученными в процессе прохождения пути согласования и получения разрешений.