Впервые рассчитали их в результате введения с 2026 г. трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в странах Евросоюза эксперты «Сбера» по ESG и зеленой экономике.
Согласно их подсчетам, возможные издержки России могут составить от 13 млрд до 18 млрд долл. Оценка проведена с учетом действующего на сегодняшний день санкционного пакета на товары из России и состоявшегося 12 декабря заседания европейской триады — Совета ЕС, Еврокомиссии и Европарламента — с целью достичь соглашения в отношении конфигурации финального регламента ТУР.
Авторы анализа отмечают, что финальный регламент не был принят на заседании, при этом был достигнут ряд договоренностей, в том числе:
-
о периметре товаров, подлежащих ТУР: сталь, алюминий, удобрения и неорганическая химия, электроэнергия, цемент и водород. Эксперты «Сбера» полагают, что страны ЕС не пошли по самому «жесткому» варианту Европарламента, который также включал в периметр регулирования ТУР продукцию нефтехимии и пластмассы;
-
о дате начала переходной фазы ТУР — октябрь 2023 г. Ключевыми задачами переходной фазы ТУР являются начало предоставления экспортерами отчетности по углеродоемкости поставляемой в ЕС продукции и сбор данных. Переходная фаза не предполагает осуществления поставщиками платежей в рамках ТУР. При этом сроки начала монетизации ТУР пока не определены.
Открытыми остались вопросы темпов сокращения предоставляемых бесплатных квот, а также методологии включения косвенных выбросов в показатель углеродоемкости поставляемой продукции.
Аналитики «Сбера» поясняют, что регламент ТУР входит в европейскую климатическую программу Fit for 55 и нацелен на сокращение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 г. по отношению к значению 1990 г. Углеродный налог увеличивает налоговую нагрузку на импорт в ЕС, чтобы сохранить конкурентоспособность европейских высокоуглеродных производств и не допустить их миграции в другие страны.
Сейчас многие отрасли европейской промышленности получают бесплатно свыше 80% квот. Снижение этого показателя будет сопровождаться увеличением тарифного бремени на импортируемую продукцию, а также ростом операционных затрат на производство.
Эксперты «Сбера» подготовили три варианта оценки эффекта от внедрения ТУР исходя из трех сценариев — «мягкого», базового и «жесткого». Для расчета данного эффекта в «Сбере» провели оценку совокупного экспорта из России подпадающих под ТУР товаров. Из-за санкций совокупный экспорт в 2026—2035 гг. сократится на 15%. По группам товаров ожидается следующее сокращение экспорта: алюминий — на 5%, сталь — на 35—40%, удобрения и другая продукция химической промышленности — до 30%, электроэнергия — до 100%, нефтегазохимия — до 20%, цемент — до 100%.
«На фоне масштабных санкций против российских товаров многие полагают, что ТУР не коснется отечественных компаний. Но говорить об этом преждевременно, ситуация постоянно меняется. Объемы экспорта в страны ЕС по-прежнему существенны, поэтому и потенциальное влияние на экономику РФ исчисляется миллиардами долларов. Наши эксперты в сфере зеленой экономики обработали огромное количество данных и подготовили уникальное исследование на эту тему, которое наглядно описывает весь спектр последствий и детализирует их по различным отраслям. С учетом текущих санкций ЕС издержки отечественных компаний от введения ТУР в базовом сценарии составят 14,7 млрд долл., сократившись по сравнению с февралем этого года всего лишь на 15%. Из них 6 млрд придутся на экспортеров стали, 5,6 млрд — алюминия. В „мягкой“ версии издержки составят 13 млрд, в „жесткой“ — 17,7 млрд долл. Думаю, этот документ будет полезен всем, кто ведет бизнес в соответствующих отраслях», — сообщает Татьяна Завьялова, старший вице-президент по ESG Сбербанка.
С учетом результатов заседания наиболее вероятными остаются два сценария — «мягкий» и базовый, считают аналитики «Сбера».