Сдержанный оптимизм: эксперты оценили перспективы рынка отечественного ПО

| статьи | печать

В текущем году объем экспортных услуг российских производителей программного обеспечения под влиянием санкций существенно снизился. Но благодаря ускорению импортозамещения большинство игроков остались в плюсе. По предварительным оценкам, продажи отечественных софтверных фирм на внутреннем рынке в рублевом выражении увеличились более чем на 15—20%. В результате рублевый совокупный оборот компаний стал больше на 5—10%.

Некоммерческое партнерство разработчиков программного обеспечения «РУССОФТ» опубликовало результаты 19-го исследования индустрии разработки программного обеспечения (ПО) в России, которое ежегодно проводится с 2004 г. Результаты опроса представителей индустрии 2022 г. подтвердили предположения о том, что 2021 г., несмотря на продолжавшиеся волны коронавируса и турбулентность мировой экономики и геополитики, оказался для российской индустрии разработки ПО успешным.

Совокупный оборот предприятий софтверной отрасли России составил по итогам 2021 г. 1,56 трлн руб., увеличившись на 19%. Если рассматривать темпы роста совокупного оборота предприятий отрасли, то 2021 г. оказался одним из самых удачных для софтверной индустрии за последнее десятилетие.

Увеличение совокупной выручки в долларовом или рублевом выражении в некоторые предыдущие годы было значительнее, но, как правило, этот рост был обусловлен сильными колебаниями курса рубля по отношению к доллару. В 2015 г. при росте совокупной выручки в рублях на 40% было даже зафиксировано ее падение на 10% в долларах. В 2017 г. было наоборот — расчеты в долларах показали увеличение совокупной выручки на 19%, а в рублях — только на 4%.

В прошлом году эксперты зафиксировали снижение доли рынков США и ЕС в общем объеме экспорта ПО из России и услуг по его разработке. Но, как пояснили авторы исследования, произошло оно не за счет снижения продаж на развитых рынках, а за счет роста экспорта на развивающихся рынках, где Россия оказалась способной предоставлять решения в области безопасности и электронного правительства, альтернативные решениям мировых лидеров, де-факто предлагая этим странам «Цифровой суверенитет».

Очевидно, что из-за санкций российским ИТ-компаниям в 2022 г. не удастся удержать завоеванные позиции. Но даже в текущих условиях респонденты выражали сдержанный оптимизм относительно развития ситуации на рынке ПО и услуг по его разработке в России, что связано с ожидаемым ускорением работ в области импортозамещения в ИТ.

Снижение экспортных доходов

По оценке «РУССОФТ», в России функционирует не менее 4,5 тыс. устойчивых компаний, профессионально занимающихся разработкой программного обеспечения (не считая стартапов и иных предприятий, которые не имеют регулярного дохода). Ежегодно количество софтверных компаний растет примерно на 2—4%. Согласно этой оценке, из них в 2021 г. внешнеэкономическую деятельность вели не менее 2,5 тыс. компаний. Опыт продаж за рубеж, в том числе в ближнем зарубежье, имеют до 3 тыс. компаний.

Стабильно каждый год экспортный доход получали примерно 2—2,2 тыс. компаний. В последние несколько лет доля компаний с наличием дохода от зарубежных продаж либо почти не изменялась в течение года, либо немного сокращалась.

На рынке одновременно наблюдались разнонаправленные тенденции. С одной стороны, компании, которые прежде работали только в России, начинали выходить на зарубежные рынки. С другой стороны, компании, имеющие незначительный доход от экспорта (до 10% от всей выручки), полностью переориентировались на более привлекательный для них российский рынок. Преимущественно это касается небольших компаний, которые не смогли закрепиться на рынках западных стран.

По оценкам «РУССОФТ», число компаний, которые в последние годы переориентировались полностью на российский рынок, чуть больше, чем количество компаний, которые в 2021 г. начинали работу за рубежом. Последний опрос софтверных компаний, проведенный в 2022 г., показал, что у 3,5% компаний экспортные доходы, имевшиеся в 2020 г., сократились до нуля в 2021 г. При этом столько же компаний имели зарубежные продажи в 2021 г. при отсутствии экспортных доходов в 2020 г.

Курс на импортозамещение

Совокупные зарубежные продажи предприятий софтверной индустрии по итогам 2021 г. выросли на 19% в рублевом выражении и на 17% в долларовом. В результате доходы от экспорта российских софтверных компаний превысили 10 млрд долл.

Объем продаж на внутреннем рынке российских софтверных компаний составил по итогам 2021 г. 815 млрд руб., что на 19% больше, чем по итогам 2020 г. Сервисные компании нарастили продажи в России на 22%, до 295 млрд руб., а продуктовые — на 18%, до 520 млрд руб.

Поскольку известно, какая примерно доля компаний приходится непосредственно на заказную разработку (около 70% у сервисных и до 20% у продуктовых), то можно оценить объем заказов на разработку ПО, которые российские компании получили в России. Этот объем по итогам 2021 г. составил 260—300 млрд руб., увеличившись за год на 20—21%.

Аналогичные расчеты авторы исследования провели относительно проданных в России отечественных программных продуктов. Сервисные компании также их разрабатывают, но в их совокупном обороте они составили по итогам 2021 г. 8,7% (в предыдущие несколько лет — от 6,3 до 8,3%). Продуктовым компаниям основное направление дает 75% продаж на внутреннем рынке (в предыдущие годы — 70—72,5%). В результате продажи отечественных программных продуктов внутри России составляют 390—415 млрд руб. (рост за год на 20—28%).

В сумме продажи заказного ПО и программных продуктов по итогам 2021 г. достигли 650—715 млрд руб. Разница между этим показателем и суммарными продажами сервисных и продуктовых компаний (815 млрд руб.) — это реализация ПО в составе программно-аппаратных комплексов, доходы от различных ИТ-услуг, включая SaaS, и другие источники получения выручки.

В прошлом году темпы роста продаж на внутреннем рынке сравнялись с темпами увеличения продаж за рубежом. В отраслевом объединении считают, что сближение этих показателей свидетельствует о том, что существенная часть российских софтверных компаний научилась переориентироваться с внешних рынков на внутренний или с внутреннего на внешние, реагируя на изменение спроса.

Сказывается и благоприятная для отечественных разработчиков ПО ситуация на внутреннем рынке. Если в отдельные годы не наблюдалось значительного его расширения, то сейчас на нем появляются свободные ниши. В большой степени это связано с санкционной политикой США, уходом зарубежных вендоров и снижением доверия к американскому и европейскому программному обеспечению.

По предварительной оценке «РУССОФТ», совокупные зарубежные продажи российских софтверных компаний по итогам 2022 г. будут ниже уровня предыдущего года. Экспортная выручка тех компаний, которые по-прежнему можно будет считать российскими предприя­тиями, скорее всего, сократится на 10—15% в долларовом выражении. При этом эксперты считают, что объем экспорта компьютерных услуг, который подсчитывает Центробанк, в 2022 г. может снизиться в несколько раз из-за антироссийских санкций и за счет перевода центров продаж российских экспортеров в другие юрисдикции.

В то же время продажи всех отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке, согласно прогнозам «РУССОФТ», увеличатся минимум на 15—20% в рублевом выражении. Таким образом, совокупный оборот предприятий отрасли, несмотря на существенные кадровые потери от выезда специалистов за рубеж (до 15—20 тыс. человек), не упадет критически, как ранее опасались участники рынка, а увеличится на 5—10% в рублевом выражении.

 

Основные показатели софтверной индустрии России, 2019—2021 гг.

 

Единицы 

измерения

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Совокупный оборот софтверных компаний.

руб.

1,120 трлн (+17,8%)

1,305 трлн (+16,5%)

1,56 трлн (+19%)

долл.

17,34 млрд (+14,9%)

18,1 млрд (+4,5%)

21,17 млрд (17%)

Объем зарубежных продаж

долл.

8,25 млрд (+17,5%)

8,6 млрд (+4,3%)

10,07 млрд (+17%)

Доля зарубежных продаж в совокупном обороте

%

47,6

47,5

47,5

Объем продаж на внутреннем рынке.

руб.

587 млрд (+15,7%)

684 млрд (+16,5%)

815 млрд (+19%)

долл.

9,09 млрд (12,9%)

9,5 млрд (+4,5%)

11,1 млрд (+17%)

Источник: НП «РУССОФТ»

Комментарий эксперта

Как изменился рынок отечественного ПО в 2022 г. и как будет развиваться в 2023 г.?

90% используемого российским бизнесом ПО и оборудования было иностранным. Санкции в первую очередь влияют на технологический сегмент рынка — все, что касается использования высоких технологий, узкоспециального ПО и оборудования (финансовый сектор, нефтяная промышленность, машиностроение и др.), сложного телекоммуникационного оборудования. Например, телекоммуникационное оборудование всем известных операторов связи. Список производителей в мире очень мал. Если речь про LTE/5G, то альтернативных решений просто нет.

С точки зрения устойчивости и прогнозируемости бизнеса это создает определенные проблемы, так как многое ПО и оборудование серьезно и глубоко определяло бизнес-процессы компаний и даже отраслей.

Использование ПО, особенно сложного ПО на примере решений и платформ контейнеризации, использование ERP-систем, использование специализированного сетевого оборудования нельзя заменить в моменте. Для этого требуется время, а самое главное, для этого нужно найти адекватное техническое решение, которое заменит это оборудование. Текущий год для большого числа компаний связан в первую очередь с поиском замены ПО и оборудования, попыткой запустить проекты по миграции с одних программных продуктов на другие.

В начале года основной тенденцией развития облачных сервисов в России было создание глубокой интеграции с международными поставщиками различного программного обеспечения. То есть создание широкого портфеля сервисов, которые бы охватывали все аспекты коммерческой деятельности предприятия, создание своего рода облачных экосистем, позволяющих предприятиям получить весь спектр привычных для них программных продуктов из облака.

После февраля 2022 г. основной тенденцией для операторов облачных сервисов стало обеспечение непрерывной работы этих сервисов в условиях резко изменившихся логистических цепочек поставок серверного и сетевого оборудования, а также необходимость найти замену исчезнувшим иностранным продуктам. Любой поставщик облачных сервисов должен решать, с одной стороны, задачу о том, как обеспечить отказоустойчивость и непрерывность этих сервисов, а с другой — как обеспечить тот портфель сервисов, которые он предоставлял ранее, чем их заменить, какие отечественные решения найти, чтобы клиенты могли получать тот объем услуг, к которому привыкли.

Сейчас все производители ПО и оборудования разделились на тех, чье решение нельзя привезти в Россию в принципе, и тех, чье решение можно по неофициальным каналам и с определенными трудностями привезти в РФ. Первая группа самая сложная, такие решения должны замещаться аналогами, и проблема может быть только в том, что не все можно заместить с тем же уровнем качества и производительности. Со второй группой для отечественных компаний решается технический вопрос совместимости и развития, но теперь это решение стоит значительно дороже, а логистика через третьи компании и третьи страны стала значительно дольше.

Рынок отечественного ПО, как и рынок облачных услуг, будет расти, так как наши предприятия всегда отдавали предпочтение собственной инфраструктуре. Сейчас стоит задача выбора решений, которые дадут компаниям свободу от иностранных продуктов. Например, до недавнего времени монополистом на российском рынке в поставке платформ, которые могут разворачиваться локально на инфраструктуре заказчика, фактически выступала компания Red Hat. Сейчас ситуация изменилась.

Мы, как разработчик ПО, которое является аналогичным решением для Red Hat OpenShift, видим актуальные потребности бизнеса и с оптимизмом смотрим на рынок. Мы предлагаем предприятиям решить их проблему: сохранить работу имеющегося у них ПО на новой платформе, но с привычным списком сервисов.

Сегодня заказчики нуждаются в полноценно работающих на их собственных серверах облачных платформах, позволяющих получить весь необходимый набор сервисов для создания ИТ-ландшафта предприятий. Этот спрос вполне могут удовлетворить отечественные разработчики. Цель разработчиков — предоставить функциональный, надежный и всеобъемлющий сервис, который обеспечит непрерывность бизнес-процессов даже при меняю­щихся обстоятельствах.

Комментарий эксперта

Как изменился рынок отечественного ПО в 2022 г. и как будет развиваться в 2023 г.?

Главный итог этого года — ускорились процессы импортозамещения. Многие компании-заказчики стали активно искать замену привычным зарубежным решениям. Как следствие — отечественные вендоры стали прямо называть себя аналогами западных продуктов.

Но быстро найти отечественную замену или заявить о том, что у тебя есть «клон» популярного продукта, — еще не гарантия успеха. Сделать точный аналог IT-продукта очень сложно. И часть компаний на этом уже обожглись. На первый взгляд, российское решение может быть очень похоже на западное, но при его внедрении и интеграции возникают неприятные сюрпризы.

На отечественные IT-компании, занятые разработкой ПО, повлиял уход облачных сервисов. Они использовались в рабочих процессах. Доступа ко многим из них теперь нет, поэтому разработчикам нужно искать альтернативу, менять привычные подходы.

В разработке приложений для бизнеса в России традиционно распространено использование Open Source приложений с открытым исходным кодом. Но многие заказчики теперь им не доверяют и использовать не рекомендуют. Все это замедляет скорость разработки и делает ее более дорогостоящей.

Я думаю, что в следующем году к российским вендорам придет осознание, что создание аналогов — заранее тупиковый путь. Куда перспективней разрабатывать продукты, ориентированные на решение проблем российского бизнеса и полностью отвечающие его запросам.

Уже заметен тренд на заказную разработку «под себя». По этому пути идут крупные российские компании — например, банки. Однако заказная разработка не ведет к развитию индустрии продуктовой разработки и накопления экспертизы внутри продуктов. IT-решения, созданные для одной конкретной экосистемы, почти невозможно масштабировать и использовать в других компаниях.

Комментарий эксперта

Как изменился рынок отечественного ПО в 2022 г. и как будет развиваться в 2023 г.?

По многим направлениям отечественные разработки давно не уступают зарубежным. Например, 1С и ее партнеры создают ERP-системы мирового уровня. Эти технологии — не вынужденное импортозамещение, а абсолютно реальный инструмент ведения бизнеса для любых предприятий. И многие крупнейшие компании страны сделали выбор в пользу отечественных ERP, даже когда решения западных вендоров были полностью доступны.

Другое дело, что компаниям, которые в свое время сделали ставку на внедрение иностранного ПО, сложно сразу отказаться от привычных им инструментов. И проблема даже не в том, что российские решения уступают зарубежным в производительности или функциональности, хотя иногда это действительно так (не будем забывать, что ведущие западные вендоры десятилетиями инвестировали в НИОКР миллиардные суммы).

Большинство задач может быть решено и в «базе», и за счет разработок интеграторов, и с помощью подключения открытой библиотеки модулей, особенно если внедрением занимается квалифицированный интегратор. На первый план тут выходят иные соображения: предприятие, которое годами инвестировало в свои ИТ-системы на базе зарубежных технологий, просто не может себе позволить отказаться от них в одночасье. Тем более что возможность продолжать использовать такое ПО для многих из них все еще сохраняется. Кроме того, такой переход потребует перестройки ряда ключевых бизнес-процессов, что несет дополнительные риски.

Конечно, российские разработчики сейчас готовы предоставить замену не всем типам ПО. Например, не лучшим образом обстоят дела в области программного обеспечения для АСУТП-систем (а они в значительной мере завязаны на конкретное оборудование), математического моделирования, инженерного ПО, создания мультимедийного контента. Но, безусловно, технологическая база уже создана и все возможности для ее развития имеются.