Прежде чем приостанавливать операции по счетам, налоговики должны удостовериться в отсутствии у налогоплательщика имущества, на которое может быть наложен запрет на отчуждение (постановление АС Поволжского округа от 07.12.2022 № Ф06-26090/2022 по делу № А55-11515/2022).
Суть дела
В компании была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой ей были доначислены НДС, пени и штраф.
В день вынесения решения по проверке налоговики в целях обеспечения взыскания недоимки, пеней, штрафа приостановили операции по счетам компании.
Компания обратилась в суд с требованием признать решения инспекции о приостановке операций по счетам незаконными.
Решение судов
Суды требование компании удовлетворили. Из анализа положений ст. 76 и 101 НК РФ следует, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в качестве обеспечительной меры по исполнению решения, принятого по результатам налоговой проверки, не может быть произведено инспекцией произвольно. Ему должна предшествовать определенная процедура, направленная на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, а именно:
-
налоговый орган вначале должен наложить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества;
-
затем следует убедиться в том, что совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности (об отказе от привлечения к ответственности) за совершение налогового правонарушения;
-
после этого налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банке, но на сумму в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности (об отказе от привлечения к ответственности) за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
Таким образом, обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика не может быть принята налоговым органом, если у налогоплательщика достаточно имущества, перечисленного в подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ.
Налоговый орган в обоснование законности принятия оспариваемых решений сослался на отсутствие у налогоплательщика имущества, на которое может быть наложен запрет на отчуждение. Однако из данных бухгалтерского баланса компании следует, что у компании имелось имущество, на которое при наличии соответствующих оснований инспекцией мог быть наложен запрет на отчуждение (акции).
В результате суды пришли к выводу, что приостановление операций по счетам было произведено налоговым органом с превышением предоставленных п. 10 ст. 101 НК РФ полномочий.