АС Поволжского округа в постановлении от 22.11.2022 № Ф06-24405/2022 по делу № А72-13122/2021 разъяснил нюансы применении льготы по транспортному налогу, предусмотренной подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ в отношении специальных машин, используемых в сельскохозяйственной деятельности.
Суть дела
Компания являлась сельскохозяйственным производителем и занималась выращиванием зерновых, зернобобовых культур и семян масличных культур. На нее были зарегистрированы специальные машины, которые компания использовала в сельскохозяйственной деятельности. Транспортным налогом она их не облагала, руководствуясь положениями подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. Согласно этой норме, не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
В 2021 г. из налоговой инспекции поступило сообщение об исчисленной сумме транспортного налога за 2020 г. При исчислении налога инспекторы включили в объект налогообложения вышеуказанные специальные машины. В ответ на сообщение компания выразила несогласие с исчисленной суммой транспортного налога и описала транспортные средства, по ее мнению, не подлежащие налогообложению. Инспекция исключила из списка объектов налогообложения только одну спецмашину (комбайн).
Компания обжаловала действия налоговиков в вышестоящем налоговом органе, но безрезультатно. Тогда она обратилась в суд с требованием обязать инспекцию исключить из перечня объектов налогообложения спорные спецмашины.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали компанию. Они отклонили довод налогового органа о том, что спорные транспортные средства прямо не поименованы в подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Суды указали, что в подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ среди прочего названы специальные автомашины для технического обслуживания. В соответствии с ранее действовавшими Методическими рекомендациями по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ) специальный автомобиль — это автомобиль, предназначенный для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оборудованный специальным оборудованием для выполнения указанных функций. Специализированный автомобиль — это грузовой автомобиль, в том числе с полуприцепом (прицепами), предназначенный для перевозки определенных видов грузов и оборудованный для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями.
В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 содержатся следующие определения:
-
специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);
-
специальное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Таким образом, специальное законодательство не содержит какого-либо четкого определения понятия «специальные автомашины» или особого способа его регистрации, равно как и наличия соответствующей отметки в паспорте транспортного средства.
Суды указали, что отсутствие в паспорте транспортного средства указания на то, что оно является специальной автомашиной, или на назначение использования само по себе не лишает налогоплательщика права на льготу. При этом в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Выводы налогового органа об отсутствии у компании права на применение льготы основаны на буквальном сравнении видов транспортных средств, перечисленных в подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, с наименованиями транспортных средств, указанных в паспортах транспортных средств, без исследования вопроса о назначении автомобилей, осуществлении их модификации, установке дополнительного специализированного навесного оборудования, внесения изменений в конструкцию, фактическом использовании спорных транспортных средств. Между тем спорные автомобили соответствуют по своим характеристикам прямо указанным в подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ специальным автомобилям для технического обслуживания, в связи с чем с учетом выполнения компанией остальных условий применения льготы в данном случае не являются объектом налогообложения транспортным налогом.