Впритык к новогодним каникулам Центр аналитики и экспертизы ПСБ в рамках информационно-аналитического проекта «Можем заменить» по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики представил свое мнение по вопросу, вынесенному в заголовок. Мнение обнадеживает.
Сначала, следуя требованиям законодательства и примеру экспертов ПСБ, напомним предупреждение Минздрава: «Употребление алкоголя вредит вашему здоровью». И чтобы лишний раз не раздражать уважаемое ведомство, а также из-за ограниченности места на полосе мы опустим обстоятельный и познавательный рассказ авторов исследования о ведущих игроках рынка крепкого алкоголя и их продукции (к слову, широко представленной в торговых сетях и хорошо известной ценителям), ограничившись самыми общими сведениями о них.
Итак, по данным аналитиков ПСБ, отечественные компании обеспечивают порядка 90—95% потребления крепкого алкоголя, но под санкции попали их экспортные поставки в Европу и США. Также в июне 2022 г., в рамках шестого пакета санкций, Еврокомиссия запретила импорт алкоголя в Россию, что и стимулировало авторов исследования более детально рассмотреть перспективу импортозамещения.
Динамика потребления
C 2017 по 2021 г. внутреннее потребление алкогольных напитков (за исключением пива и пивных напитков) увеличилось на 2,7%, до 229 млн дал (декалитров). Лишь в 2020 г. спрос на напитки временно снизился всего на 0,05%, до 227 млн дал, что эксперты ПСБ связывают с закрытием торговых площадей и ограничением на работу ресторанного бизнеса.
Среднегодовые темпы прироста спроса за указанный период составили 0,5%. Довольно умеренный рост по сравнению с другими европейскими государствами и странами постсоветского пространства авторы исследования объясняют увеличением расходов населения на продукты питания в условиях снижения реальных располагаемых доходов и развитием внутреннего туризма. Увеличение количества отдыхающих внутри страны привело к росту потребления ими напитков на внутреннем рынке.
Несмотря на увеличение абсолютного потребления водки, доля ее на рынке снизилась на 0,6 п.п., до 32,1%. При этом вырос удельный вес коньяка (+0,6 п.п., до 5,3%), вина (+1,7 п.п., до 29,6%) и шампанского (+0,9%, до 8,5%), отмечают аналитики ПСБ.
Они также констатируют, что потребление алкоголя на душу населения в последние годы снижается вопреки росту спроса, особенно после 2014 г. По данным ОЭСР, с 2010 к 2019 г. душевое потребление алкоголя уменьшилось на 31,6%, до 10,8 л/чел., что практически равно уровню Германии.
По мнению ВОЗ, снижение подушевого потребления в России связано, во-первых, с эффективным национальным алкогольным регулированием.
Во-вторых, в российском обществе получают распространение идеи здорового образа жизни. В-третьих, влияет регулярное повышение акцизов на алкогольную продукцию.
Внутренний спрос на алкогольные напитки практически полностью обеспечивается российским производством — доля импорта составляет не более 4—5% от потребления, отмечают авторы анализа.
Импорт
По их данным, в 2021 г. в Россию было завезено 10 млн дал крепких алкогольных напитков (около 4,4% общего потребления), что на 26% выше уровня 2020 г. Основная часть импортного объема приходилась на спиртовые настойки, ввоз которых вырос на 28,6%, до 4,3 млн дал. Импорт виски составил 2,8 млн дал (+18%), водки — 1,3 млн дал (+31%), рома и тафии — 0,4 млн дал (+12%).
В 2021 г. наша страна импортировала крепкий алкоголь из 67 стран. Как и в 2020 г., крупнейшими продавцами стали европейские и постсоветские страны — Армения, Великобритания, Республика Беларусь, Франция, Казахстан и Грузия. В том числе поставки из Армении и Великобритании увеличились на 45,3 и 21,7% — до 2,8 млн и 2,5 млн дал соответственно.
В нашу страну в основном завозился относительно дорогой алкоголь всемирно известных компаний — Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat), Diageo (Bell’s, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys), Bacardi (Dewar’s, William Lawson’s) и другие.
В связи с введением санкций странами Запада в отношении алкогольной продукции поставки из зарубежных государств резко сократились. В первой половине 2022 г. импорт алкоголя в Россию, по оценкам аналитиков ПСБ, сократился на 34%, до 2,7 млн дал, в том числе поставки виски снизились на 48%, до 0,6 млн дал, водки — на 42%, до 0,3 млн дал, и ликеров — на 37%, до 0,1 млн дал.
Максимальное месячное снижение импорта они оценивают в 60% год к году, но далее, по их мнению, пойдет его восстановление за счет параллельного импорта.
Алкоголь в Россию в основном импортировался российскими компаниями, которые сотрудничают с ключевыми производителями. В качестве примера авторы исследования сообщают, что до недавнего времени Beluga Group в своем импортном портфеле имела более 100 брендов, востребованных в России.
Производство
В 2021 г. производство алкогольных напитков снизилось на 0,3%, до 189,6 млн дал. При этом эксперты ПСБ отмечают, что его динамика в ключевых категориях различалась.
На фоне вступления в силу закона «О виноделии и виноградарстве», согласно которому продукцию из импортных или отечественных виноматериалов нельзя называть вином, ее можно реализовывать только как винные напитки, производство винодельческой продукции сократилось на 3,4%, до 42,7 млн дал.
В то же время производство водки увеличилось на 1,9%, или 1,5 млн дал, до 81 млн дал.
За семь месяцев 2022 г. на фоне сокращения импорта производство алкоголя внутри страны выросло на 11%, до 100,7 млн дал. В частности, выпуск водки за январь — июль 2022 г. увеличился на 10,5%, до 43,3 млн дал, игристых вин — на 30%, до 6 млн дал, ликеро-водочных изделий крепостью свыше 25% — на 31%, до 6,8 млн дал, коньяка — на 19,5%, до 4,9 млн дал, а слабоалкогольной продукции — на 52%, до 9,6 млн дал.
Экспорт
В 2021 г. Россия экспортировала 2,9 млн дал крепких алкогольных напитков, или 1,5% от общего производства, что на 12,7% выше уровня 2020 г. Основная доля поставок на внешние рынки приходилась на водку. Ее отгрузки выросли на 6,3%, до 2,5 млн дал.
Экспорт виски составил 6,4 тыс. дал (+41,4% год к году), спиртовых настоек из винограда (коньяк, бренди, граппа и др.) — 39,1 тыс. дал (+43,9%), джина и можжевеловых настоек — 53,2 тыс. дал (+156,7%).
Рост экспорта крепкого алкоголя из России в 2021 г. аналитики ПСБ обусловливают ослаблением коронавирусных ограничений на ключевых международных рынках (Великобритании, Германии, стран СНГ и Балтии), возобновлением авиасообщения, повышением количества туристов в канале беспошлинной торговли.
Наша страна экспортировала крепкий алкоголь в 72 государства. Как и в 2020 г., крупнейшими импортерами стали западные и постсоветские страны — Великобритания, Казахстан, Германия, Украина и Латвия.
Поставки в Казахстан и Германию увеличились на 58,3 и 23,5% — до 386 тыс. и 351 тыс. дал соответственно. В свою очередь, отгрузки крепких алкогольных напитков в Великобританию снизились на 5,4%, до 511 тыс. дал. В число ключевых стран — импортеров российского алкоголя вошли Украина (334 тыс. дал), Латвия (260 тыс. дал) и Армения (127 тыс. дал).
Авторы исследования полагают, что в 2022 г. экспортные поставки сократятся из-за санкционных ограничений.
Крупнейшие производители
В настоящее время производство алкогольных напитков на территории России осуществляют более 500 компаний. В 2021 г. суммарный объем выручки отрасли составил более 700 млрд руб. Эксперты ПСБ констатируют, что рынок алкогольной продукции вполне диверсифицирован, в отличие от безалкогольной продукции.
Лидирующее положение на водочном рынке занимают четыре компании — Beluga Group, Roust, «Татспиртпром» и АСГ. Крупнейшие производители, поставляющие на рынок коньяк, — Beluga Group, Кизлярский коньячный завод, ООО «Армянский коньяк», завод «Альянс — 1892», ООО «Сордис», Ставропольский винно-коньячный завод и несколько других предприятий.
В 2021 г. крупнейшие производители выходили в новые для себя категории, отмечают авторы анализа.
Заменить можем
Они констатируют, что после введения санкций в отношении России и нарушения логистических цепочек крупнейшие западные производители крепких алкогольных напитков приостановили свою дистрибьюторскую деятельность, что затрудняет поступление импортного алкоголя на российские прилавки.
В настоящее время Минпромторг прорабатывает механизм параллельного импорта алкогольной продукции, в том числе премиальной. Предполагается импортировать без согласия правообладателей, в частности, шампанское Veuve Clicquot; вермуты Martini и Cinzano; виски Jack Daniel’s, Jim Beam, Hennessy, Johnnie Walker, Chivas; ром Captain Morgan, Havana Club, текилу Olmeca и другие напитки.
«По нашему мнению, снижение импорта из недружественных стран отчасти будет компенсировано развитием собственного производства и ввозом из постсоветских государств. Сокращение импорта, вероятно, превысит снижение экспорта. Разница будет скомпенсирована за счет увеличения загрузки мощностей российских предприятий», — считают аналитики ПСБ.
Такой вывод они делают по результатам семи месяцев ушедшего года — производство в России выросло на 11%.
Добавим более свежие данные Росстата за 11 месяцев 2022 г. Производство водки в годовом измерении выросло на 5,3%, коньяка — на 13,4%.
Структура производства алкогольных напитков, млн дал
Напиток |
2019 |
2020 |
2021 |
Водка |
83,6 |
79,5 |
80,9 |
Коньяк |
9,2 |
8,2 |
8,0 |
Вино |
44,5 |
45,8 |
40,7 |
Шампанское |
13,2 |
13,2 |
12,9 |
Иные виды алкогольной продукции |
55,7 |
43,5 |
47,0 |
Всего |
206,3 |
190,2 |
189,6 |
Источник: Росалкогольрегулирование и ПСБ Аналитика