Письмом от 30.12.2022 N КВ-4-14/17900@ Федеральная налоговая служба представила «Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2022)». Как следует из текста Обзора, его появление обусловлено необходимостью обеспечения формирования положительной судебной практики. Учитывая широкий охват затронутых вопросов, Обзор представляет интерес не только для должностных лиц налоговых инспекций, но и для физических лиц, юридических лиц, а также практикующих юристов.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручено довести Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.
Если объединить затронутые в Обзоре вопросы в определенные группы, то, придерживаясь содержательного критерия, можно выделить позиции, посвященные:
1. Спорам о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя;
2. Спорам о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя;
3. Иные споры с участием регистрирующих органов.
С разбивкой на эти группы предлагаем рассмотреть сформулированные в Обзоре выводы.
1. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
1.1 Налоговый орган отказал в государственной регистрации изменения адреса местонахождения юридического лица со ссылкой на отсутствие сведений об объекте недвижимости, расположенного по адресу, указанному заявителем. Судом апелляционной инстанции указано, что сам по себе факт регистрации договора аренды Управлением Росреестра не свидетельствует о наличии соответствующего адреса в границах населенного пункта, в котором общество планирует осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку Управлением Росреестра при совершении регистрационных действий руководствуется положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», проверяя лишь наличие у сторон сделки прав на недвижимое имущество. Суд апелляционной инстанции в рассматриваемом деле пришел к выводу о том, что отказ Инспекции в государственной регистрации изменений в части адреса общества является правомерным, поскольку заявитель представил в налоговый орган сведения о несуществующем адресе. (п.1.1 Обзора).
1.2. Арбитражными судами сформулирован вывод о том, что ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрено такого основания для отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, как выявленные расхождения в налоговой отчетности, приводящими к занижению налоговой базы. (п.1.2 Обзора).
1.3 Использование в фирменном наименовании юридических лиц двух организационно-правовых форм недопустимо, независимо от того, является это именем собственным, заключенным в кавычки, или нет. Как указано в данном пункте смешение в наименовании юридического лица двух организационно-правовых форм может вводить участников гражданского оборота в заблуждение относительно вида деятельности заявителя. В связи с чем арбитражный суд признал обоснованным отказ решения налоговой инспекции в государственной регистрации. (п.1.3 Обзора).
1.4. С даты назначения ликвидатора общества с ограниченной ответственностью к ликвидатору переходят полномочия по управлению делами юридического лица и право выступать от его имени без доверенности, в связи с чем применительно к ст. 15,16,273 Трудового кодекса Российской Федерации ТК РФ в отношении ликвидатора Общества, являющегося застрахованным лицом, Общество обязано представлять соответствующие сведения в Пенсионный Фонд Российской Федерации. (п.1.4 Обзора)
1.5. Обращено внимание на недопустимость отказа в регистрации ликвидации юридического лица на основании предположительных сведений, поскольку любая недостоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, должна быть доказана регистрирующим органом.
В рамках дела № А56-85332/2021 суд кассационной инстанции особо отметил, что получение Инспекций немотивированных возражений Комитета относительно ликвидации Общества без приложения доказательств обращения к ликвидационной комиссии и (или) в суд с соответствующим требованием не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации Общества. (п.1.5 Обзора).
1.6 Приводится разъяснение абз. 4 подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, а именно, что целью введения указанной нормы права являлось установление ограничений на участие в создании юридических лиц на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юридических лиц с признаками фиктивной деятельности, нарушавших законодательство Российской Федерации, направленных на исключение злоупотребления процедурами регистрации при ликвидации юридического лица, в том числе в целях уклонения от исполнения обязательств перед третьими лицами. (п.1.6 Обзора).
1.7. Заострено внимание на проблеме государственной регистрации юридического лица в результате слияния. Как известно, слияние – это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо. В Обзоре указано, что непредставление в Инспекцию устава, содержащего в себе отметок об его утверждении, и непредставление договора о слиянии является основанием для отказа в регистрации нового юридического лица. (п.1.7 Обзора).
2. Споры о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
2.1. Наличие спора, связанного с управлением юридическим лицом, не возлагает на регистрирующий орган проверять и затребовать дополнительные документы, которые составлены правильно и удостоверены нотариусом. (п.2.1 Обзора).
2.2. Рассмотрен вопрос соблюдения процессуального срока на обращение с заявлением в арбитражный суд и уважительности обстоятельств пропуска процессуального срока. Как известно, процессуальный срок на обращение с заявлением в арбитражный суд в порядке ст.ст. 198 и 201 АПК РФ не является пресекательным и может быть восстановлен при наличии соответствующего ходатайства лица, участвующего в деле. Однако, само по себе заявление ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока не влечет безусловную обязанность арбитражного суда восстановить данный срок, заявитель должен представить конкретные доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение с заявлением в арбитражный суд. Конкретного перечня уважительности причин пропуска срока АПК РФ не содержит, в связи с чем признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции арбитражного суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, а возможность восстановления процессуального срока ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии ходатайства со стороны заявителя и мотивов обращения с таким ходатайством. (п.2.2 Обзора).
2.3. Внесение инспекций записи о недостоверности сведений об учредителе, руководителе, адресе общества, а также по исключению общества из ЕГРЮЛ исключает необходимость дополнительного признания недействительным решения о государственной регистрации.
2.4. Сами по себе предположения ИФНС о причастности общества к действиям по составлению и представлению подложной и (или) недостоверной налоговой отчетностью не могут являться основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе и руководителе юридического лица, поскольку недостоверность указанных сведений должна быть документально подтверждена. (п.2.4 Обзора).
3. Иные споры с участием регистрирующих органов
3.1 Заострено внимание на проблеме взыскания убытков. Как указано в данном пункте, даже в случае ошибочности решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ, подлежит выяснению вопрос, располагал ли Истец при должной степени заботливости и осмотрительности возможностью и достаточным временем предупредить свою ликвидацию в административном порядке. В случае, если будет установлено, что Истец обладал такой возможностью, то иск о взыскании убытков удовлетворению не подлежит. (п.3.1 Обзора).
3.2 Содержатся разъяснения о порядке применения запрета на использование в фирменном наименовании обществ как официальных наименований иностранных государств, а также слов, производные от таких наименований, так и полных или сокращенных наименований межгосударственных союзов с целью исключить возникновение у рядовых потребителей или контрагентов обществ в сфере предпринимательской деятельности заблуждений относительно возможного участия в обществе иностранных государств или узнаваемых и общеизвестных межгосударственных союзов. (п.3.2 Обзора).
***
Положительно оценивая появление комментируемого Обзора, все-таки стоит отметить, что в нем не нашли отражение иные спорные вопросы НК РФ, которые не имеют единообразного разрешения в судебной практике на уровне различных субъектов Российской Федерации.
Например, большое количество споров существует при определении номинальных директоров, адресов массовой регистрации, массовых учредителей, контролирующих лиц, при установлении оснований для приостановлений операций по счету, взыскании недоимок с физических лиц, по которым пропущен срок на обращение с административным иском в суд.
Хочется выразить надежду на то, что в последующих Обзорах в рамках обобщения судебной практики, в том числе и судов общей юрисдикции, будут сформулированы правовые позиции по вышеуказанным вопросам.