Если ценные бумаги АО числятся за акционером, который исключен из ЕГРЮЛ (не обладает правоспособностью), то это может воспрепятствовать ведению финансово-хозяйственной деятельности общества. Что делать в этом случае, рассказал ВС РФ (Определение ВС РФ от 15.12.2022 № 304-ЭС22-10636).
Фирма владела обыкновенными именными бездокументарными акциями ПАО (далее — общество), которые числились на ее лицевом счете. В 2007 г. фирма была исключена из ЕГРЮЛ.
Ссылаясь на то, что акции числятся за фирмой, не обладающей правоспособностью, что препятствует ведению финансово-хозяйственной деятельности общества, общество обратилось в суд с требованиями к регистратору и акционерам фирмы о признании обыкновенных именных акций общества, эмитированных обществом, бесхозяйными и признании права собственности общества на них.
Отказав в иске, суды указали, что истец — эмитент акций не вправе самостоятельно распоряжаться своими акциями, признав недоказанными их бесхозяйность и владение ими обществом.
Суды также подчеркнули, что рассматриваемый случай не входит в исчерпывающий перечень ситуаций, при которых права на размещенные обществом акции могут переходить непосредственно к самому эмитенту (п. 4.1 ст. 17, п. 1 ст. 34 и ст. 72 и 75 Федерального закона от 24.11.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее — Закон № 208-ФЗ).
ВС РФ разъяснил, что случилось с бесхозяйными акциями
Поясняя природу ценных бумаг, ВС РФ указал на то, что акции общества направлены на привлечение ликвидности и утрата ими этой функции, за счет длительного выбытия из оборота, представляет собой нарушение интересов общества.
В свою очередь, участие в обществе влечет за собой возникновение у акционера не только прав, но и определенных обязанностей. В частности, он обязан участвовать в принятии корпоративных решений, без которых общество не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений.
С исключением акционера из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица он не может выполнять свои обязанности акционера общества. Если такая ситуация сохраняется длительное время (как в рассматриваемом случае), то это нарушает законные интересы общества на обеспечение:
-
возможности продолжения ведения деятельности общества,
-
поддержания управляемости его деятельности,
-
привлечения капитала от иных лиц, готовых выступить акционерами (инвесторы).
Такое нарушение этих интересов требует возвращения в гражданский оборот акций, принадлежащих ликвидированному акционеру.
Закон № 208-ФЗ позволяет найти баланс между интересами общества и его акционеров. Один из механизмов — это прекращение участия акционера в обществе.
Например, если акционер утрачивает интерес к дальнейшему участию в обществе, то он вправе требовать у общества, чтобы то выкупило акции этого акционера (ст. 72, 73, 75, 76 Закона № 208-ФЗ).
ВС РФ счел, что применительно к корпоративным правам и обязанностям исключение акционера из ЕГРЮЛ имеет те же последствия, что и выход участника из общества. Рассматриваемая ситуация свидетельствует о выходе этого акционера из общества. Поэтому правовые последствия этого факта могут определяться по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Таким образом, если говорить о выходе участника (акционера) из корпорации как юридическом факте, то подлежат применению следующие положения:
-
если это предусмотрено уставом общества, оно вправе приобретать размещенные им акции по решению общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества, в зависимости от того, какому из этих органов в соответствии с уставом общества принадлежит право принятия такого решения (п. 2 ст. 72 Закона № 208-ФЗ);
-
об ограничениях, препятствующих такому выкупу (ст. 73 Закона № 208-ФЗ);
-
о порядке и размере выплаты стоимости акций. В частности, общество обязано выкупить свои акции по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости на момент выкупа. В течение определенного законом срока после принятия общим собранием решения о выкупе акций общество обязано перечислить в депозит нотариуса денежные средства за выкупленные акции (п. 3 ст. 75 и п. 4.1 ст. 76 Закона № 208-ФЗ);
-
о дальнейшей реализации таких акций (п. 6 ст. 76 Закона № 208-ФЗ), как если бы участник прекратил свое участие в обществе не ввиду исключения из ЕГРЮЛ, а приняв самостоятельное решение.
Акции исключенного из ЕГРЮЛ лица, которые общество выкупило, поступают в его распоряжение и должны быть реализованы по цене не ниже их рыночной стоимости не позднее одного года со дня перехода права собственности на выкупаемые акции. В противном случае общее собрание акционеров должно в разумный срок принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения выкупленных акций.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации применение этих положений Закона № 208-ФЗ к ситуации с исключением акционера — юридического лица из ЕГРЮЛ вполне обоснованно, поскольку оно позволяет преодолеть пробел в праве и способствует достижению общего для общества блага, в том числе путем обеспечения эффективного управления обществом и возвращения акций в гражданский оборот.
ВС РФ особо подчеркнул, что основанием для отчуждения у части акционеров принадлежащего им имущества могут быть интересы общества в целом. Вмешательство в право собственности акционеров оправданно, если цель вмешательства — эффективное управление обществом (постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П, определения КС РФ от 03.07.2007 № 681-О, № 713-О-П и № 714-О-П).
Что делать обществу в такой ситуации?
Ситуация, когда акции общества, числившиеся за ликвидированным юридическим лицом, не имеют для его акционеров никакой ценности, является достаточно распространенной по самым разным причинам: отсутствие платы по дивидендам, незначительная доля, отсутствие листинга, а ввиду незначительного количества — сложности с оценкой их стоимости. Вместе с тем эти акции могут иметь существенное значение для ведения финансово-хозяйственной деятельности самого общества.
Здесь стоит подвести к вопросу: а как разрешить такую ситуацию?
В такой ситуации ВС РФ подчеркнул, что в случае уклонения регистратора от внесения соответствующих записей акционерное общество вправе обратиться к регистратору с иском об обязании совершить запись, удостоверяющую право акционерного общества на акции (ст. 12 ГК РФ, ст. 28 Федерального закона вставить от 22.04.96 № 39-ФЗ).
При заявлении иска о зачислении акций на счет эмитента он подлежит рассмотрению по существу как фактически направленный на передачу акций в распоряжение общества применительно к ст. 72, 73, 75, 76 Закона № 208-ФЗ.
В связи с этим решение ВС РФ можно только приветствовать, поскольку оно создает правовую определенность, указывает путь из юридического тупика и намекает законодателю на необходимость внести соответствующие изменения в ГК РФ и, возможно, законы об АО и об ООО.