Финансовые стратегии: как сохранить устойчивость в период турбулентности

| статьи | печать

Изменения в экономике происходят постоянно, а порой реактивно, поэтому финансовая служба обязана всегда держать руку на пульсе. 2022 г. осложнился санкционным давлением на банковский сектор, что повлекло проблемы с платежами, а следовательно, незамедлительно отразилось на уровне дебиторской задолженности. О том, как в производственно-торговой компании нашли инструмент, который очень выручил в трудной шоковой ситуации, рассказывает Екатерина Матвеева, собственник компании FIN RACE.

Герой нашего кейса производит светодиодные светильники и реализует продукцию через торговую компанию. Оборот 62 млн руб./месяц, численность сотрудников — 40 человек, открыто пять франшиз в разных городах. Каждый день в финансовой службе одно и то же: расчеты с поставщиками, оплата счетов, выплата заработной платы. И в марте мы столкнулись с ситуацией, что клиенты перестают платить.

Бизнес каждый день стал работать в режиме тушения пожара, иностранные поставщики работали с РФ исключительно по предоплате, требовалось все больше действий в ручном управлении. Компания оказалась не готова к такой ситуации нехватки рабочего капитала, но при этом высокой загрузки на производстве, для которого каждый день необходимо сырье и материалы, чтобы не останавливать производственные линии.

Рабочий капитал: что это такое

Введем определение рабочего (оборотного) капитала. Предприниматели часто сталкиваются с ситуацией, когда в отчете о прибылях и убытках есть прибыль, а на расчетных счетах компании денег нет. И у собственника возникает вопрос: а где деньги?

В восьми из 10 случаев деньги заморожены как раз в оборотном капитале компании, то есть оборотный капитал — это потенциальная прибыль собственника, но которая еще не превратилась в самый ликвидный актив — деньги.

Рабочий капитал = Текущие активы – Текущие обязательства,

где

Текущие активы = Материалы + Незавершенное производство + Готовая продукция + Дебиторская задолженность,

Текущие обязательства = Кредиторская задолженность перед поставщиками + Задолженность по заработной плате + Задолженность по налогам.

Рабочего капитала должно быть достаточно. Уровень достаточности устанавливается для каждой компании индивидуально.

Также введем такие показатели, как:

Коэффициент оборачиваемости = Оборот/Средние остатки.

Период оборота = Длительность периода/Коэффициент оборачиваемости.

Они нам далее понадобятся в расчетах.

Как устраняются узкие места в работе финансовой службы

Планирование потребности в рабочем капитале — одна из функций финансового отдела. Для нас важен размер ресурсов и скорость, с которой они обращаются.

Мы очень четко отслеживаем, сколько в днях «морозятся» деньги в рабочем капитале на каждой из стадий: сколько пролежало сырье до момента принятия производством, сколько было в производстве до готовой продукции, далее, как быстро произошла продажа.

Посмотрим на цифрах (табл. 1). В таблице видно, с каждым периодом, начиная с конца 2021 г., рабочий капитал увеличивается, для нас это означает, что мы замораживаем деньги, упускаем прибыль, запасы готовой продукции устаревают (из-за смены тенденций в дизайне), растут складские расходы на хранение излишков, инфляция уменьшает реальную стоимость запасов и дебиторской задолженности.

Если рабочий капитал отрицательный или ниже нормы, то это потенциальная угроза кассового разрыва: происходит задержка в снабжении материалами, снижаются продажи из-за недостатка готовой продукции.

Если рабочий капитал равен нулю, это очень крутое управление финансовыми ресурсами, но и большой риск.

Также из таблицы видно, что растет уровень дебиторской задолженности и уровень незавершенного производства.

Производственный цикл = 31,8 дня (+1,8 дня к уровню прошлого года).

Операционный цикл = 71,2 дня (+3 дня к уровню прошлого года).

Финансовый цикл = 58,2 дня (+2 дня к уровню прошлого года).

Чтобы содержать большую сумму оборотного капитала, нужно привлекать больше дополнительного финансирования (в нашем случае к кредитованию), соответственно, растет сумма процентов по кредитам.

Таким образом, скрупулезно подсчитывая период оборота и длину финансового цикла, финансовый отдел выявляет и подсвечивает, где узкие места в бизнес-процессах компании.

Инструменты повышения эффективности управления ликвидностью и оборотным капиталом

Но подсчитать мало, нужна аналитика и предложения по исправлению ситуации. Были выбраны два инструмента для повышения эффективности управления рабочим капиталом.

Первый — отслеживание сроков производства. До марта 2022 г. мы принимали все заказы с периодом изготовления партии продукции от двух недель до пяти месяцев в зависимости от сложности и объема, таким образом загружая производственные мощности (завод же не должен простаивать!).

В апреле было принято решение, что берем заказы с небольшим производственным циклом (до 60 дней), что привело к сокращению доли незавершенной продукции и переходу к стадии «готовая продукция и отгрузка». В результате клиенты, которые были наиболее перспективны с точки зрения сохранения отношений и прибыли, получали заказы в срок, мы получили дополнительные 2,5% доли рынка за девять месяцев 2022 г. и увеличили скорость оборота сырья и материа­лов.

Второй инструмент — программа лояльности. Инструмент был направлен на решение бизнес-задачи, связанной с ростом проблемной дебиторской задолженности.

В апреле 2022 г. была разработана программа лояльности по работе с дилерами. Ее суть была в следующем: мы давали дополнительную согласованную отсрочку в 60 дней, если дилер будет соблюдать пороговое значение закупки продукции у нас 15 млн руб. в месяц для продаж конечному клиенту и иметь собственный склад.

Наличие склада было обязательным условием для того, чтобы продукция своевременно вывозилась с наших складских помещений. Если дилер не соблюдает это условие, то право на отсрочку и мотивационные выплаты теряется.

Решение было просчитано на цифрах: за счет этой программы мы планировали увеличить выручку на 20% при одновременном предоставлении отсрочки платежа 60 дней (табл. 3). Такое решение требовало дополнительных 86 млн руб. кредитных средств при приросте выручки на 202 млн руб.

Мы помогли своим клиентам в части отсрочки платежа в непростое время, за что они отблагодарили нас новыми заказами и своей лояльностью к нам. Короткими деньгами мы не финансировали длинные вложения. В период турбулентности мы не вкладывались в инвестиционные проекты с целью сохранения ликвидности.

Результаты

В итоге компания выросла по чистой прибыли: с 128 млн до 136 млн руб., удержав при этом уровень оборотного капитала и длительность финансового цикла.

Узкие места в управлении ликвидностью и оборотным капиталом находятся всегда благодаря расчетам. Если тенденция идет на рост уровня рабочего капитала или резкое снижение, всегда необходимо разобраться в периодах оборота и коэффициентах оборачиваемости более детально.

Основными инструментами в этой работе стали:

  • проекты с длительностью реализации более 60 дней;

  • программа лояльности для дилеров, суть которой — предоставление дополнительной отсрочки в 60 дней при наращивании объема закупок конечному клиенту;

  • введение правила: короткими деньгами (рабочим капиталом) не финансировать длинные вложения: здания, машины, оборудования.

Да, пришлось привлечь дополнительные кредитные средства, чтобы профинансировать отсрочку платежа для наших клиентов на 60 дней, но без этого история развивалась бы совсем по-другому. Компания вообще не смогла бы масштабироваться, потому что могла бы пойти непродуманным, непросчитанным путем — а это всегда риски, нарастал бы уровень дебиторской задолженности, снижалось бы ее качество. Но у нас был план. Мы все просчитали, и компания выросла. И все еще продолжает расти. 

   Таблица 1

Показатель

31.12.2021

31.03.2022

30.06.2022

31.09.2022

31.12.2022

Оборотные активы

Запасы, в том числе:

Сырье

37 502

35 401

39 608

42 100

38 308

Незавершенное производство

20 400

22 870

24 579

26 505

23 600

Готовая продукция

43 000

41 785

42 851

43 805

45 708

Дебиторская задолженность

124 505

135 900

137 907

129 710

125 608

Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность перед поставщиками

46 308

43 801

40 805

39 810

45 200

Размер оборотного капитала

179 099

192 155

204 140

202 310

188 024

Таблица 2

Показатель

Среднее значение

Коэффициент оборачиваемости

Период оборота

Оборотные активы

Запасы, в том числе:

Сырье

38 584

31,38

11,63

Незавершенное производство

23 591

51,33

7,11

Готовая продукция

43 430

27,88

13,09

Дебиторская задолженность

130 726

9,26

39,41

Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность перед поставщиками

43 185 

28,04 

 13,02

 

Таблица 3

Рост выручки, %

20%

Ожидаемая выручка, тыс. руб.

1 213 020

Ожидаемая среднедневная выручка, тыс. руб.

3323

Длительность финансового цикла

69,7

Прирост периода оборота ДЗ

12,8

Ожидаемая продолжительность финансового цикла

82,5

Потребность в РК, тыс. руб.

274 304

Размер РК, тыс. руб.

188 024

Дополнительная потребность в РК

86 280


Какие изменения в работе финансовой службы помогли сохранить экономическую устойчивость компаний в прошлом году?

Мнение эксперта

Приведу конкретный пример по оптимизации работы финансовой службы, которую удалось реализовать в одной производственной компании. Эти действия можно предпринять в любой другой компании.

Шаг 1. Посчитать и зафиксировать общую сумму кредиторской задолженность в пользу покупателей. Кредиторская задолженность — это сумма денег, которую наша компания должна заплатить. Важно отметить, что предоплаты от покупателей тоже считаются кредиторкой, так как обязательства перед ними еще не завершены.

Результатом этого шага будет сопоставление этой суммы с имеющимися деньгами на счетах и в кассе компании. И появится понимание, хватит ли у компании денег, чтобы расплатиться с покупателями, которые внесли предоплату.

Шаг 2. Разделить все заказы по этапам (особенно для тех, у кого длинный срок производства и предоставления). Например, если у вас производство светильников, то этапы могут быть следующими: на распределении, заказ поставлен в график, заказаны материалы, производство, доставлен.

Затем нужно посчитать и разделить зашедшие оплаты отдельно по всем заказам. По итогам этого шага у вас будет четкая картина: на каком этапе находится заказ и с какой предоплатой. По каким заказам уже началась работа, а по каким еще не началась. Работа не началась, это значит, что еще не закуплены материалы и не оплачены никакие расходы, связанные с производством заказа.

Шаг 3. Регулярно общаться с поставщиками материалов и узнавать обстановку.

Помните, что поставщик, даже самый проверенный, будет искать свою выгоду для своего выживания, и есть риск недоставок и/или задирания цен. Поэтому здесь же важно найти запасных поставщиков и товары-заменители (на всякий случай).

Шаг 4. Принять предварительное решение, кому можно вернуть деньги, кому мы отгрузим продукцию, кому мы заменим продукцию. Это решение может быть связано с тем, что многие поставщики могут закрыться или сильно повысить цены (особенно импортные), что будет невыгодно (убыточно) для компании. Результатом этого пункта будет решение по каждому заказу.

Шаг 5. Разработать финансовые сценарии.

Это варианты сокращения затрат по статьям в зависимости от объема заходящих денег. Здесь нужно будет еще ввести еженедельное и ежедневное планирование по доходу. То есть если за неделю мы не получили нужный объем денег для первого сценария, то сокращаем такие-то должности, отказываемся от таких-то расходов. Если мы не получили нужный объем денег для второго сценария, то сокращаем еще какие-то расходы. И так далее. У нас их было пять.

Результатом этого пункта будет таблица сценариев. Например, первый вариант — объем дохода от N до M. И ниже по статьям, сколько при этих показателях мы можем выделить денег на расход. И так далее, с минимально допустимых вариантов до максимально возможных.

Шаг 6. Оптимизировать всевозможные затраты. Увеличить бюджет на продвижение.

Важен каждый рубль. Например, договориться с сотрудниками о самостоятельной уборке, чтобы сэкономить затраты на уборку. Результатом этого пунк­та будет увеличенный рекламный бюджет на сумму сэкономленных денег.

Шаг 7. Сделать фокус на быстро оборачиваемый товар.

Это значит, что нужно выбрать товар из всей линейки, который быстрее всего производится и реализуется. Таким образом, вы уменьшите время «расставания» с деньгами. Настройте продвижение на такие быстро оборачиваемые товары.

Шаг 8. Систему мотивации привязать напрямую к заходящим в кассу деньгам. Нужно рассчитать среднюю зарплату по каждой должности за полгода и средний объем заходящих денег за полгода.

И далее мы находим долю зарплаты каждой должности, относительно общего результата. Далее нужно утвердить приказ на этот период. Например, средняя зарплата менеджера за полгода = 47 560 руб. Средняя выручка за полгода = 8 000 000 руб. Выходит, что зарплата менеджера = 47560/8 000 000*100 = 0,59%. И теперь, когда в кассу зайдет 1 000 000 руб., менеджеру распределится 5900 руб.

Результатом этого пункта будет приказ по системе мотивации на подобный период.

Шаг 9. Конвертировать в доллары 40% от дохода в рублях по заказам, которые будут производиться в период возможной резкой смены курса (либо те заказы, которые будут производиться в далеком будущем).

Все эти действия помогли не просто удержать всех сотрудников, но и сделать результат выше среднестатистического. Соответственно, сотрудники получили зарплаты выше своей средней. Сотрудники стали лояльнее к компании, и они поняли, что компания — это самое стабильное для них место в подобное время. Компания продолжила работу без убытков.

Мнение эксперта

Прошлый год более четко высветил два зарождавшихся тренда, которые теперь останутся с нами на ближайшие годы. Первый тренд — отход на второй план стратегического управления финансами. Бизнесу больше требовалась оперативная помощь для решения конкретных вопросов, чем построение прогнозов и планов на три-пять лет. Тенденция была еще в 2020—2021 гг, но в 2022-м она набрала обороты.

Второй тренд — процесс распада финансовой службы на два направления, которые все дальше отходят друг друга.

С одной стороны, это аккаунтинг, то есть именно учет и поддержка, где все больше процессов роботизируются и автоматизируются, а финансист становится своего рода оператором данных. Это направление позволяет снизить расходы на финансовую поддержку бизнеса. Те компании, которые перешли на такую систему работы в прошлом году, смогли сэкономить достаточное количество денег.

С другой стороны, финансы все больше уходят в сторону коммерческого бизнеса-саппорта. Здесь уже важен не только анализ данных на основании корректных учетных, но и выработка приемлемых коммерческих решений. Фактически финансисты становятся «коммерсантами» с финансовым бэкграундом.

Такое разделение финансовой функции на две части, где одна полностью направлена на удешевление процесса учета, а вторая — на поддержание коммерческих инсайтов бизнеса, помогло компаниям в прошлом году.