Изменения в экономике происходят постоянно, а порой реактивно, поэтому финансовая служба обязана всегда держать руку на пульсе. 2022 г. осложнился санкционным давлением на банковский сектор, что повлекло проблемы с платежами, а следовательно, незамедлительно отразилось на уровне дебиторской задолженности. О том, как в производственно-торговой компании нашли инструмент, который очень выручил в трудной шоковой ситуации, рассказывает Екатерина Матвеева, собственник компании FIN RACE.
Герой нашего кейса производит светодиодные светильники и реализует продукцию через торговую компанию. Оборот 62 млн руб./месяц, численность сотрудников — 40 человек, открыто пять франшиз в разных городах. Каждый день в финансовой службе одно и то же: расчеты с поставщиками, оплата счетов, выплата заработной платы. И в марте мы столкнулись с ситуацией, что клиенты перестают платить.
Бизнес каждый день стал работать в режиме тушения пожара, иностранные поставщики работали с РФ исключительно по предоплате, требовалось все больше действий в ручном управлении. Компания оказалась не готова к такой ситуации нехватки рабочего капитала, но при этом высокой загрузки на производстве, для которого каждый день необходимо сырье и материалы, чтобы не останавливать производственные линии.
Рабочий капитал: что это такое
Введем определение рабочего (оборотного) капитала. Предприниматели часто сталкиваются с ситуацией, когда в отчете о прибылях и убытках есть прибыль, а на расчетных счетах компании денег нет. И у собственника возникает вопрос: а где деньги?
В восьми из 10 случаев деньги заморожены как раз в оборотном капитале компании, то есть оборотный капитал — это потенциальная прибыль собственника, но которая еще не превратилась в самый ликвидный актив — деньги.
Рабочий капитал = Текущие активы – Текущие обязательства,
где
Текущие активы = Материалы + Незавершенное производство + Готовая продукция + Дебиторская задолженность,
Текущие обязательства = Кредиторская задолженность перед поставщиками + Задолженность по заработной плате + Задолженность по налогам.
Рабочего капитала должно быть достаточно. Уровень достаточности устанавливается для каждой компании индивидуально.
Также введем такие показатели, как:
Коэффициент оборачиваемости = Оборот/Средние остатки.
Период оборота = Длительность периода/Коэффициент оборачиваемости.
Они нам далее понадобятся в расчетах.
Как устраняются узкие места в работе финансовой службы
Планирование потребности в рабочем капитале — одна из функций финансового отдела. Для нас важен размер ресурсов и скорость, с которой они обращаются.
Мы очень четко отслеживаем, сколько в днях «морозятся» деньги в рабочем капитале на каждой из стадий: сколько пролежало сырье до момента принятия производством, сколько было в производстве до готовой продукции, далее, как быстро произошла продажа.
Посмотрим на цифрах (табл. 1). В таблице видно, с каждым периодом, начиная с конца 2021 г., рабочий капитал увеличивается, для нас это означает, что мы замораживаем деньги, упускаем прибыль, запасы готовой продукции устаревают (из-за смены тенденций в дизайне), растут складские расходы на хранение излишков, инфляция уменьшает реальную стоимость запасов и дебиторской задолженности.
Если рабочий капитал отрицательный или ниже нормы, то это потенциальная угроза кассового разрыва: происходит задержка в снабжении материалами, снижаются продажи из-за недостатка готовой продукции.
Если рабочий капитал равен нулю, это очень крутое управление финансовыми ресурсами, но и большой риск.
Также из таблицы видно, что растет уровень дебиторской задолженности и уровень незавершенного производства.
Производственный цикл = 31,8 дня (+1,8 дня к уровню прошлого года).
Операционный цикл = 71,2 дня (+3 дня к уровню прошлого года).
Финансовый цикл = 58,2 дня (+2 дня к уровню прошлого года).
Чтобы содержать большую сумму оборотного капитала, нужно привлекать больше дополнительного финансирования (в нашем случае к кредитованию), соответственно, растет сумма процентов по кредитам.
Таким образом, скрупулезно подсчитывая период оборота и длину финансового цикла, финансовый отдел выявляет и подсвечивает, где узкие места в бизнес-процессах компании.
Инструменты повышения эффективности управления ликвидностью и оборотным капиталом
Но подсчитать мало, нужна аналитика и предложения по исправлению ситуации. Были выбраны два инструмента для повышения эффективности управления рабочим капиталом.
Первый — отслеживание сроков производства. До марта 2022 г. мы принимали все заказы с периодом изготовления партии продукции от двух недель до пяти месяцев в зависимости от сложности и объема, таким образом загружая производственные мощности (завод же не должен простаивать!).
В апреле было принято решение, что берем заказы с небольшим производственным циклом (до 60 дней), что привело к сокращению доли незавершенной продукции и переходу к стадии «готовая продукция и отгрузка». В результате клиенты, которые были наиболее перспективны с точки зрения сохранения отношений и прибыли, получали заказы в срок, мы получили дополнительные 2,5% доли рынка за девять месяцев 2022 г. и увеличили скорость оборота сырья и материалов.
Второй инструмент — программа лояльности. Инструмент был направлен на решение бизнес-задачи, связанной с ростом проблемной дебиторской задолженности.
В апреле 2022 г. была разработана программа лояльности по работе с дилерами. Ее суть была в следующем: мы давали дополнительную согласованную отсрочку в 60 дней, если дилер будет соблюдать пороговое значение закупки продукции у нас 15 млн руб. в месяц для продаж конечному клиенту и иметь собственный склад.
Наличие склада было обязательным условием для того, чтобы продукция своевременно вывозилась с наших складских помещений. Если дилер не соблюдает это условие, то право на отсрочку и мотивационные выплаты теряется.
Решение было просчитано на цифрах: за счет этой программы мы планировали увеличить выручку на 20% при одновременном предоставлении отсрочки платежа 60 дней (табл. 3). Такое решение требовало дополнительных 86 млн руб. кредитных средств при приросте выручки на 202 млн руб.
Мы помогли своим клиентам в части отсрочки платежа в непростое время, за что они отблагодарили нас новыми заказами и своей лояльностью к нам. Короткими деньгами мы не финансировали длинные вложения. В период турбулентности мы не вкладывались в инвестиционные проекты с целью сохранения ликвидности.
Результаты
В итоге компания выросла по чистой прибыли: с 128 млн до 136 млн руб., удержав при этом уровень оборотного капитала и длительность финансового цикла.
Узкие места в управлении ликвидностью и оборотным капиталом находятся всегда благодаря расчетам. Если тенденция идет на рост уровня рабочего капитала или резкое снижение, всегда необходимо разобраться в периодах оборота и коэффициентах оборачиваемости более детально.
Основными инструментами в этой работе стали:
-
проекты с длительностью реализации более 60 дней;
-
программа лояльности для дилеров, суть которой — предоставление дополнительной отсрочки в 60 дней при наращивании объема закупок конечному клиенту;
-
введение правила: короткими деньгами (рабочим капиталом) не финансировать длинные вложения: здания, машины, оборудования.
Да, пришлось привлечь дополнительные кредитные средства, чтобы профинансировать отсрочку платежа для наших клиентов на 60 дней, но без этого история развивалась бы совсем по-другому. Компания вообще не смогла бы масштабироваться, потому что могла бы пойти непродуманным, непросчитанным путем — а это всегда риски, нарастал бы уровень дебиторской задолженности, снижалось бы ее качество. Но у нас был план. Мы все просчитали, и компания выросла. И все еще продолжает расти.
Таблица 1
Показатель |
31.12.2021 |
31.03.2022 |
30.06.2022 |
31.09.2022 |
31.12.2022 |
Оборотные активы |
|||||
Запасы, в том числе: |
|||||
Сырье |
37 502 |
35 401 |
39 608 |
42 100 |
38 308 |
Незавершенное производство |
20 400 |
22 870 |
24 579 |
26 505 |
23 600 |
Готовая продукция |
43 000 |
41 785 |
42 851 |
43 805 |
45 708 |
Дебиторская задолженность |
124 505 |
135 900 |
137 907 |
129 710 |
125 608 |
Краткосрочные обязательства |
|||||
Кредиторская задолженность перед поставщиками |
46 308 |
43 801 |
40 805 |
39 810 |
45 200 |
Размер оборотного капитала |
179 099 |
192 155 |
204 140 |
202 310 |
188 024 |
Таблица 2
Показатель |
Среднее значение |
Коэффициент оборачиваемости |
Период оборота |
Оборотные активы |
|||
Запасы, в том числе: |
|||
Сырье |
38 584 |
31,38 |
11,63 |
Незавершенное производство |
23 591 |
51,33 |
7,11 |
Готовая продукция |
43 430 |
27,88 |
13,09 |
Дебиторская задолженность |
130 726 |
9,26 |
39,41 |
Краткосрочные обязательства |
|||
Кредиторская задолженность перед поставщиками |
43 185 |
28,04 |
13,02 |
Таблица 3
Рост выручки, % |
20% |
Ожидаемая выручка, тыс. руб. |
1 213 020 |
Ожидаемая среднедневная выручка, тыс. руб. |
3323 |
Длительность финансового цикла |
69,7 |
Прирост периода оборота ДЗ |
12,8 |
Ожидаемая продолжительность финансового цикла |
82,5 |
Потребность в РК, тыс. руб. |
274 304 |
Размер РК, тыс. руб. |
188 024 |
Дополнительная потребность в РК |
86 280 |