Елена Авакян,
эксперт, лектор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP
Принятые постановления фактически определяют техническую составляющую порядка осуществления РКН запрета и ограничения трансграничной передачи ПД как в целом, так и тех, передача которых может быть запрещена в отдельных целях.
Предлагаемый порядок никак не минимизирует риски непредсказуемого принятия РКН решений о запрете или ограничении трансграничной передачи ПД в ряде ситуаций (вне процедуры подачи уведомления) по представлению других органов власти, порядок принятия которых определен постановлением № 6. Основной проблемой данного постановления является то, что оператор ПД, чьи имущественные интересы непосредственно затрагиваются действиями госоргана, направляющего представление о запрете или ограничении трансграничной передачи ПД, не только не участвует в рассмотрении вопроса о вынесении такого запрета, а даже не информируется о направлении запроса госорганом в РКН, не предусмотрена и обязанность РКН проинформировать оператора о начале процедуры рассмотрения такого запроса.
Оператор информируется лишь о факте вынесения такого решения, которое само по себе порождает для него неконтролируемый риск приостановки деятельности, основанной на передаче ПД (банковских и иных финансовых операций, туристических поездок, бронирования билетов и т.д.), а также порождает совершенно неисполнимую обязанность потребовать от иностранного контрагента обеспечить уничтожение ранее переданных ПД.
Полагаю, что в целях минимизации рисков неожиданного запрета или ограничения трансграничной передачи ПД операторам ПД возможно рекомендовать:
1. Не дожидаясь установленного законом предельного срока, направить уведомления об осуществлении трансграничной передачи ПД в отношении всех стран, с которыми такая передача осуществляется на постоянной, периодической или разовой основе (по принципу «одна страна — одно уведомление»). В случае получения отказа незамедлительно устранить замечания и подать уведомление вновь, а в случае повторного отказа — предпринять меры, направленные на его обжалование.
2. Усилить процедуру KYC («know your customer/client») относительно всех контрагентов, участвующих в процессе трансграничной передачи ПД.
3. Запросить от контрагентов из стран, не входящих в «белый список», сведения о порядке обеспечения защиты ПД, методах их хранения, порядке уничтожения и т.д. Сформировать пакет документов по каждой стране.
4. Ввести комплаенс-процедуры и чек-листы в отношении каждого нового участника трансграничной передачи ПД.
5. Провести независимый аудит системы обработки ПД и сформировать по его результатам систему мер, направленных на предотвращение их утечки, в том числе при трансграничной передаче.
6. Скорректировать декларацию о рисках (или иной документ, распределяющий риски между сторонами правоотношений), включив в него риск наложения запрета на трансграничную передачу ПД как основание, делающее невозможным исполнение той или иной сделки, совершение того или иного юридически значимого действия.
7. Пересмотреть с позиций риска запрета передачи ПД политику страхования профессиональной ответственности либо политику формирования специальных фондов, минимизирующих негативные последствия наложения подобного запрета.