В споре, рассмотренном АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.11.2022 № Ф04-5915/2022 по делу № А27-3255/2022, компании удалось признать недействительным решение регионального отделения ФСС России о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения.
Суть дела
Работница была принята на работу на должность повара на условиях неполного рабочего дня за 8,5 месяцев до декретного отпуска. За четыре месяца до начала этого отпуска ее перевели на полный рабочий день, заключив с работницей новый трудовой договор.
На основании заявления работницы и листка нетрудоспособности работодатель издал приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам с выплатой пособия.
После выплаты пособия региональное отделение ФСС России провело камеральную проверку полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения. По результатам проверки фонд пришел к выводу, что отношения компании с работницей носили формальный характер. До трудоустройства в компанию работница образования и опыта работы в должности повара не имела, страховой случай (отпуск по беременности и родам) наступил у нее через 8,5 месяцев после трудоустройства, прием другого работника на период ее отпуска по беременности и родам компанией не осуществлен. В связи с этим фонд пришел к выводу, что компанией преднамеренно создана искусственная ситуация по оформлению на работу физического лица непосредственно перед наступлением страхового случая с целью получения застрахованным лицом пособия по беременности и родам за счет средств фонда.
Компании предложили возместить расходы ФСС по выплате работнице пособия по беременности. Она обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на сторону компании. Они не нашли подтверждения того, что компания преднамеренно создала искусственную ситуацию по оформлению на работу «физика» непосредственно перед наступлением страхового случая с целью получения застрахованным лицом пособия по беременности и родам.
Согласно штатному расписанию должность повара была введена еще до приема работницы. Штатным расписанием предусмотрены четыре штатные единицы должности «повар» с одинаковым окладом, что с учетом вида деятельности компании подтверждает наличие производственной необходимости увеличения в штате организации количества поваров с идентичными размерами должностных окладов, а также исключает нахождение работницы в более выгодном положении перед иными сотрудниками, занимающими аналогичные должности.
Компанией представлены доказательства фактического осуществления работницей трудовой деятельности, получения зарплаты за выполненную работу в установленном размере, наступления страхового случая.
Отклоняя довод об отсутствии у работницы квалификации «повар», суды указали, что вопрос о соответствии квалификации работника занимаемой им должности решается работодателем самостоятельно. Выяснение наличия у застрахованного лица квалификации, образования, опыта работы, оценка качества осуществления работником своих трудовых функций не входит в полномочия фонда при проверке обоснованности выплаты пособия по беременности и родам и установлении реальных трудовых отношений с застрахованным лицом. Наличие специального образования и квалификации для принятия на работу поваром законодательством не предусмотрено. ФСС не представлено доказательств, подтверждающих несоответствие работницы занимаемой должности либо отсутствие у нее опыта и знаний, соответствующих объему требований, необходимых для выполнения обязанностей повара.
Суды указали, что факт принятия работника за 8,5 месяцев до наступления страхового случая на условиях неполного рабочего дня и перевод на полный рабочий день за четыре месяца до наступления страхового случая не свидетельствуют о приеме на работу непосредственно перед началом отпуска по беременности и создании компанией искусственной ситуации получения оплаты в виде пособия по беременности и родам.