Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23.11.2022 № Ф05-28725/2022 по делу № А40-62030/2022 признал незаконным отказ в применении компанией УСН, мотивированный тем, что уведомление было получено инспекцией в конце января.
Суть дела
Компания 20 декабря 2021 г. направила в инспекцию простым письмом уведомление о переходе с 1 января 2022 г. на УСН с объектом налогообложения «доходы».
Из налоговой 14 февраля 2022 г. в адрес компании поступило сообщение о нарушении срока уведомления о переходе на УСН, предусмотренного п. 1 ст. 346.13 НК РФ. Согласно этой норме компании, желающие перейти на УСН, уведомляют об этом налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. А уведомление компании о переходе на УСН было получено налоговым органом 28 января 2022 г. Поэтому она не вправе применять УСН.
Компания посчитала отказ незаконным и необоснованным и обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали компанию. Они указали, что, исходя из положений Налогового кодекса, переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ, и носит заявительный характер. При этом налоговый орган не вправе самостоятельно перевести налогоплательщика на УСН.
Подпунктом 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на данный спецрежим в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.
Согласно п. 8 ст. 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Инспекция утверждает, что согласно имеющемуся у нее конверту дата поступления уведомления о переходе на УСН в налоговый орган — 28 января 2022 г., что подтверждается отметкой налогового органа. В связи с этим компанией был нарушен срок уведомления о переходе на УСН. Между тем согласно реестру почтовых отправлений компании уведомление было направлено в адрес налогового органа 20 декабря 2021 г. простым письмом, что также подтверждается отметкой отделения почтовой связи на конверте. Таким образом, компания сдала уведомление о переходе на УСН в почтовое отделение 20 декабря 2021 г., то есть в пределах сроков, установленных п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.
Суды указали, что поскольку срок доставки почтовых отправлений организацией связи, а также срок получения корреспонденции налоговой не зависят от волеизъявления юрлица и находятся вне сферы его контроля, то на него не могут быть возложены негативные последствия, вызванные продолжительным периодом доставки корреспонденции.
В результате суды признали незаконным сообщение инспекции о нарушении компанией срока уведомления о переходе на УСН. Указание в сообщении на невозможность рассмотрения заявления налогоплательщика о переходе на УСН со ссылкой на нарушение сроков, установленных ст. 346.13 НК РФ, нарушает права налогоплательщика, поскольку влечет за собой неблагоприятные последствия и препятствует осуществлению компанией предпринимательской деятельности по УСН.