Снижение доли американской валюты в резервах многих стран, начавшееся еще несколько десятилетий назад из-за огромного размера госдолга США, ускоряется в результате геополитических конфликтов. По мнению Доктора Фатума — Нуриэля Рубини, доллар утратит лидирующую позицию в резервах постепенно, в течение десяти лет. Российские экономисты согласны с таким трендом, добавляя, что дополнительным триггером ослабления «американца» становится переход государств на местные валюты в международных расчетах.
Доллар США медленно, но верно теряет позицию лидера мировой финансовой системы, отмечается в исследовании «Будущее монетарной системы», сделанном швейцарским банком Сredit Suisse.
Три десятилетия назад «американец» занимал более 80% в резервах центральных банков различных государств, но к концу прошлого года его доля снизилась до 58,8%.
Доверие к валюте Соединенных Штатов падает из-за гигантского госдолга (31,4 трлн долл.) и большого бюджетного дефицита (более 1,3 трлн долл.), которые постоянно растут в результате активного участия страны в различных геополитических разборках.
«Макроэкономические дисбалансы США существенно усилились, — подчеркивают авторы швейцарского исследования. — Кроме того, в последние годы обострилась геополитическая напряженность. Вероятность масштабного отказа от доллара США повышается».
Существенный вклад в стремление многих стран отказаться от «американца» вносит переход на расчеты в международной торговле на валюты этих государств. «Центральные банки тех стран, где импорт оплачивается в местных валютах, вполне могут отказаться от долларов и вместо этого приобретать деньги своих основных торговых партнеров», — считают эксперты Сredit Suisse. В доказательство своих выводов они приводят примеры перехода на свои валюты в международных расчетах России, Китая, Индии и Саудовской Аравии.
Существенная деталь: к числу стран, которые намерены использовать свои денежные единицы во внешнеторговых операциях, сегодня присоединяются латиноамериканские государства.
В частности, такую форму расчетов намерены вводить государства с крупнейшими экономиками Южной Америки — Бразилия и Аргентина. Более того, горячие «латинос», которые часто жалуются на то, что США у них «в печенках сидят», поговаривают о создании своей региональной валюты.
Сегодня в глобальной экономике, по мнению Доктора Фатума — американского эксперта Нуриэля Рубини, сформировалась денежная система, которая ставит под угрозу финансовую стабильность стран, формирующих свои рынки. Именно граждане этих государств расплачиваются за все трудности, которые возникают у США на внутреннем рынке. Особенно острой проблемой стала стремительная инфляция, которая возникла в результате накачивания Соединенными Штатами своей и мировой экономики «американцами» для преодоления ковидного кризиса, когда были «напечатаны» порядка 16 трлн долл.
Геополитическое противостояние США и Китая, военные конфликты, в которых Штаты активно участвуют по всему миру, санкции, вводимые против целого ряда государств, являются еще одним фактором, подрывающим имидж американской денежной единицы.
К мощным китайским платежным системам CIPS, UnionPay, WeChatPay, по оценке Нуриэля Рубини, сейчас повсеместно подключаются страны — торговые партнеры КНР. В близком будущем доллар в качестве ключевого платежного средства будут подпирать цифровые валюты.
В конце концов с пьедестала главной резервной валюты мировой экономики и основного средства внешнеторговых расчетов, по словам г-на Рубини, доллар может сместить в первую очередь китайский юань.
Поднебесная целенаправленно и методично, по оценке аналитиков, опрошенных Bloomberg, движется к полному отказу от использования доллара.
В позапрошлом году, по данным международной системы SWIFT, юань занимал пятое место среди основных мировых платежных валют, уступая доллару, евро, английскому фунту и японской йене. Однако еще в 2015 г. Китай, стремясь к интернационализации своей валюты, запустил собственную платежную систему CIPS, к которой в 2021 г. были подключены 1,28 тыс. банков из 103 стран. За 2021 г. оборот этой системы, выраженный в американской валюте, составил 12,7 трлн долл., что на 75% больше, чем в 2020 г. Если учесть эти показатели, то юань уже вышел на третье место в мире по используемости в мировой торговле.
КНР старается расширить использование юаня в платежах за поставки энергоносителей не только с Россией, которая стала главной мишенью американских санкций. Китайская валюта активно применяется в торговле с Саудовской Аравией и Казахстаном.
Китай, по словам директора института стран Азии и Африки МГУ Алексея Маслова, пока привязан к доллару США и не собирается избавляться от него прямо сейчас. Технически платежи в долларах китайцев устраивают, но их волнует, что это не дает им влиять на мировую банковскую систему.
Общий тренд на отказ от «американца» в качестве резервной валюты и средства платежа характерен для большинства стран БРИКС. Так, в августе нынешнего года на саммите организации в ЮАР, по сведениям главы МИД России Сергея Лаврова, будет обсуждаться инициатива по созданию валюты объединения развивающихся государств.
На саммит будет приглашена и группа африканских стран.
К примеру, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва на днях предложил подумать над возможностью создания единой валюты МЕРКОСУР для использования при расчетах внутри объединения. Он напомнил, что такие обсуждения ведутся БРИКС. Глава Бразилии отметил, что создание таких валют должно помочь снизить зависимость от доллара и облегчить торговлю.
Создание полноценной валюты стран БРИКС, по мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, займет немало времени. Она, скорее всего, будет цифровой. При этом в ближайшее время вполне возможно появление корзины валют стран объединения с доминированием юаня.