В ушедшем году в России открылась минимальная общая площадь торговых центров за последние пять лет. Более трети арендаторов прекратили работу в России на фоне санкций и СВО. Взамен ушедших игроков приходят новые, но внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают торговую деятельность. Полное замещение покинувших отечественный рынок иностранных брендов, по оценкам экспертов, произойдет через один-два года.
Компания CORE.XP представила результаты исследования российского рынка торговых центров (ТЦ). Согласно опубликованным данным, за прошлый год полностью прекратили деятельность в России 37,3% брендов — арендаторов ТЦ, 41,3% — провели или проводят в настоящий момент реструктуризацию бизнеса. Падение арендной ставки составило 10% для действующих ТЦ и до 25% — для новых, нижняя точка будет пройдена к середине 2023 г.
Общая площадь ТЦ, открытых в 2022 г. в России, является минимальной за последние пять лет. Так, из прогнозируемых по состоянию на начало 2022 г. 195 тыс. кв. м торговых площадей (1/3 от заявленного годом ранее объема) построены 173 тыс. кв. м (104 тыс. кв. м в Москве и 69 тыс. кв. м в регионах).
В Москве новое предложение целиком сформировано за счет ТЦ «районного» формата (GLA 5—20 тыс. кв. м) — как в виде отдельных объектов, так и в составе МФК. Среди них, например, объект MR Group ТЦ «Discovery», торговые центры ADG Group «Место встречи Байконур», «Место встречи Экран» и «Место встречи Орбита», а также «Солнце Москвы» от ГК «Регионы» и «Сказка», которым владеет «Центринвест». Строительство 110 тыс. кв. м новых площадей в Москве перенесено на 2023—2024 гг.
В регионах России в прошлом году было введено порядка 69 тыс. кв. м торговых площадей. В основном новое строительство представляло собой расширение уже существующих объектов. Так, были открыты третья очередь ТЦ «Макси Молл» в Хабаровске и вторая очередь ТЦ «Батон» в Новочеркасске. Помимо этого, открыта первая очередь многофункционального центра «Эспланада» в Перми.
В целом на 2023 г. заявлено открытие около 303 тыс. кв. м торговых площадей (133 тыс. кв. м в Москве и 170 тыс. кв. м в регионах). Однако, как считают авторы исследования, сохраняющийся высокий уровень риска в экономике продолжит корректировать планы девелоперов и может привести к сдвигу сроков ввода объектов.
Все устаревшие ТЦ будут трансформироваться в специализированные форматы: развлекательные, мебельные, дискаунтеры. По мнению аналитиков, с высокой вероятностью будет практиковаться снос и редевелопмент таких объектов в жилье. Дополнительно торговые площади могут быть использованы под размещение складов или производств.
Международные бренды: уход и реструктуризация
По состоянию на конец 2022 г. доля ретейлеров, которые объявили о прекращении деятельности или реструктуризации бизнеса, составляет 37 и 41% соответственно. Наиболее чувствительным для владельцев торговых центров стали уход IKEA и группы брендов H&M с российского рынка. Холдинг Inditex находится в процессе реструктуризации — закрывает менее рентабельные Massimo Dutti, Zara Home и Oysho, а также перезаключает контракты по оставшимся брендам на новое юридическое лицо и готовит открытие торговых точек на апрель — май.
Среди брендов, которые уже трансформировались, — польские LPP (RE, Син, M, CR, XC) и CCC (Obuv), McDonald’s («Вкусно и точка»), французский L’Occitane (Л’Окситан), испанский Mango, Reebok (SneakerBOX), Samsonite (ЧемоданPRO), Sephora (выкуплена «Иль де Ботэ») и другие. «Джамилько» выкупил бизнес британской Mothercare в России, и их магазины начали возобновлять работу.
Иностранные ретейлеры, которые приняли решение выйти (в некоторых случаях — повторить выход) на российский рынок или расшириться, — армянский Alex YVN, турецкие Ipekyol и Twist (через партнера), Enza Home и другие.
Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы в последнем квартале прошлого года демонстрировала рост в связи с завершением процессов расторжения договоров аренды иностранными ретейлерами. По оценкам экспертов, по-прежнему сохраняются предпосылки для увеличения данного показателя — оптимизируют число торговых точек бренды Uniqlo, Adidas и OBI.
Одновременно с этим российские fashion-ретейлеры успешно занимают освободившиеся пространства, расширяют свое присутствие на рынке и открывают флагманские точки продаж. Так, в 2022 г. в Москве состоялось открытие крупнейшего магазина Lime в ТРЦ «Авиапарк» (1 тыс. кв. м) и concept store Love Republic ТРЦ «Афимолл Сити» (720 кв. м). Увеличивают число торговых точек Gloria Jeans (+10%), а Melon Fashion Group работает над расширением ассортимента для увеличения средней площади магазинов (Zarina — до 600—800 кв. м, Befree — до 2500 кв. м, Sela — 700—900 кв. м).
Значительный прирост свободных площадей в прошлом году произошел за счет прекращения деятельности IKEA в России. Возможности заполнения такого объема площадей (средняя площадь магазина — 40 тыс. кв. м) лимитированы, поэтому крайне важна кооперация ретейлеров и собственников торговых центров. Так, весной запланировано открытие мебельного центра «Мебельрум» (8 тыс. кв. м) в «Авиапарке», где будут представлены более сотни брендов, среди которых Ormatek, Askona, «Стильные Кухни», MOON и др.
Торговые центры регионов менее зависимы от присутствия иностранных брендов, поэтому уровень вакансий в них по итогам 2022 г. составил 5,6% (во II квартале ушедшего года — 3,8%).
Fashion-сегмент оттеснен на второй план
По итогам 2022 г. впервые за пятилетний период категории «Сервис» и «Развлечения» обогнали традиционного лидера — fashion-сегмент (одежда, обувь, аксессуары) — в структуре новых сделок по аренде помещений в торговых центрах.
Как пояснили эксперты CORE.XP, в категорию «Сервис» включены арендаторы, фокусирующиеся на предоставлении услуг, — фитнесы, ремонтные мастерские, организации хранения (ячейки и боксы), салоны красоты, ПВЗ, медицинские центры, точки проката, образовательные программы, автосервисы и др. Средняя площадь арендованного помещения данной категории в 2022 г. составила 670 кв. м.
К профилю «Развлечения» относятся всевозможные развлекательные центры для взрослых и детей, термы, боулинги, квесты, картинги и т.д. Средняя площадь арендованного помещения данной категории в 1-м полугодии 2022 г. составила 1950 кв. м.
Арендаторы этих профилей являются относительно выгодными для собственников торговых центров, так как формируют стабильный поток посетителей и/или занимают большие площади. Конверсия у данных арендаторов также выше — люди приходят за услугой, которую приобретут в большинстве случаев. К недостаткам данных арендаторов можно отнести невысокую ставку аренды, которая имеет ограничения по потенциалу роста.
По данным CORE.XP, все компании, приостановившие деятельность, продолжают частично выполнять обязательства по контрактам. Размер платежей на период приостановки — предмет коммерческих договоренностей между сторонами. Есть арендаторы, которые полностью оплачивают аренду, есть те, которые выплачивают арендную плату частично. По тем договорам аренды, где арендная плата была зафиксирована в виде процента от товарооборота, стороны договорились о размере платежа на основании аналогичных периодов прошлого года.
Спрос со стороны арендаторов на изменение коммерческих условий в сторону снижения арендной ставки до конца года не встречал массового отклика собственников, однако в IV квартале «встречное движение» началось. В особенности это характерно для недавно открытых торговых центров.
«Мы ожидаем, что прайм-ставки аренды в 2023 г. будут снижаться. По действующим ТЦ падение арендной ставки составит порядка 10%, по новым ТЦ — до 25%. Минимум будет пройден в 1-м полугодии 2023 г., далее рынок перейдет в фазу восстановления», — озвучила свой прогноз Надежда Цветкова, директор, руководитель отдела аренды торговых площадей CORE.XP. По ее словам, при проведении реструктуризации брендов уровень риска недополучения прибыли для арендодателей возрос, поэтому в ряде случаев арендные платежи для таких ретейлеров будут увеличены (на 5—10%).
Аналитики CORE.XP выделили семь основных трендов в отношении развития ретейла:
-
все публичные международные бренды проведут реструктуризацию или покинут российский рынок (в том числе люксовые марки);
-
новые бренды будут выходить на российский рынок за счет инвестиций локальных игроков;
-
драйвером спроса на площади в ТЦ будут арендаторы профилей «Сервисы», «Развлечения» и «Общественное питание»;
-
ставки аренды будут продолжать снижаться, особенно в недавно открытых ТЦ. Максимальное падение будет достигнуто в 1-м полугодии 2023 г., далее рынок перейдет в фазу восстановления. Роста ставок в следующем году не ожидается;
-
fashion-ретейлеры будут арендовать помещения с отделкой или с компенсацией отделки;
-
заполнение «скрытой вакансии» (магазины брендов, приостановивших работу) в ТЦ возможно в течение одного-двух лет;
-
локальные игроки (прежде всего fashion) будут стремиться расширить свое присутствие на рынке.
Объем ввода торговых площадей в России, 2017—2021 гг., тыс. кв. м
Год |
Объем |
2017 |
608,9 |
2018 |
441,1 |
2019 |
714,8 |
2020 |
452,9 |
2021 |
768,7 |
2022П |
173,7 |
Источник: CORE.XP Аналитика