Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 21.12.2022 № Ф06-26167/2022 по делу № А49-319/2022 объяснил, почему отказ инспекции в возврате документов компании, полученных от ФСБ и использовавшихся при проведении выездной проверки, является законным.
Суть дела
Управление ФСБ в рамках оперативно-разыскной деятельности изъяло у компании договоры, приложения, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, доверенности, коммерческие предложения, бухгалтерские документы за период с 2014 по 2018 г.
Изъятые документы были переданы в областное управление ФНС России для установления фактов нарушений налогового законодательства. Эти документы Управление направило инспекции, которая приняла решение о проведении в отношении компании выездной налоговой проверки. После окончания проверки компания обратилась в инспекцию с письмом, в котором просила возвратить изъятые документы. Налоговики в возврате отказали со ссылкой на то, что документы инспекцией у компании не изымались.
Компания обратилась в суд с требованием признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в уклонении от возврата изъятых у компании документов.
Решение судов
Суды трех инстанций не нашли нарушений в действиях налоговиков.
Из системного толкования норм НК РФ следует, что обязанность налогового органа по возврату документов налогоплательщику возникает при условии, что документы были затребованы у налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ либо изъяты в порядке ст. 94 НК РФ. Положениями Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-разыскной деятельности как органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность, так и лицу, в отношении которого были проведены оперативно-разыскные мероприятия, результаты которых переданы налоговому органу. Также и действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику документов, изъятых у него в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия.
В рассматриваемой ситуации изъятие документов осуществлялось не в рамках налоговой проверки, проводимой в соответствии с Налоговым кодексом, а самостоятельно органами ФСБ России в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий. Поскольку у налогового органа отсутствуют какие-либо правоотношения с компанией, связанные с изъятием документов, следовательно, налоговый орган не вправе вернуть документы в адрес компании без согласования с ФСБ.
Инспекция в целях соблюдения прав компании предложила явиться для получения копий документов, изъятых ФСБ России, которые использовались при проведении выездной налоговой проверки. Поскольку никто из компании за копиями не пришел, они были направлены в адрес компании по почте.
Таким образом, действиями инспекции не были нарушены какие-либо нормы налогового законодательства, а доводы компании о недобросовестном поведении инспекции и незаконном удержании ею документов являются несостоятельными.