В Госдуму 16.02.2023 был направлен проект федерального закона № 297906-8, предусматривающий внесение изменений в п. 1.8—3 ст. 284 НК РФ в части расширения перечня РИД, на которые будет распространяться право субъектов Российской Федерации снижать региональную часть налога на прибыль организаций в диапазоне от 0 до 17%. «ЭЖ-Юрист» поговорил с экспертами о том, что может измениться для российских правообладателей в случае принятия поправок, а также о том, дадут ли им практические преимущества эти изменения.
Правительство предлагает усовершенствовать «патентную коробку» с налоговыми льготами для правообладателей
Комментарий эксперта
Законопроект уточняет условия получения налоговой льготы и предлагает сузить круг налогоплательщиков, которые имеют право на ее получение, до организаций, зарегистрированных в России, и предлагает закрепить перечень РИД в законе.
Расширение перечня РИД будет распространяться на право субъектов РФ снижать региональную часть налога на прибыль организаций в диапазоне от 0 до 17% (согласно пояснительной записке).
К таким результатам предлагается отнести:
-
изобретения, полезные модели и промышленные образцы, в отношении которых предлагается расширить возможность получения льготы, если они удостоверены патентами, имеющими силу на территории России в соответствии с международными договорами, или патентами, выданными уполномоченными органами иностранных государств или межправительственными организациями;
-
селекционные достижения;
-
программы для ЭВМ и базы данных;
-
топологии интегральных микросхем.
Также стоит обратить внимание на то, что льготы будут предоставляться только российским компаниям. В связи с этим ожидается, что заинтересованные иностранные компании будут регистрироваться в РФ и передавать свои права на РИД российским филиалам.
Следует отметить, что создание льготного налогового режима для стимулирования научных исследований и разработок может иметь ряд важных последствий. У российских компаний будет меньше мотивации передавать свои права на объекты интеллектуальной собственности другим компаниям в юрисдикции с более выгодным налоговым режимом, что может поспособствовать удержанию интеллектуальных активов российских компаний в России, создавая им удобный режим для более эффективного управления правами.
Можно отметить, что этот законопроект направлен также на решение проблемы привлечения иностранных компаний и их активов в Россию для целей научного и технического прогресса.
Комментарий эксперта
Правительство давно пытается решить проблему активизации рынка прав на объекты интеллектуальной собственности. Одним из потенциально эффективных инструментов такой активизации могут стать налоговые льготы, предоставляемые организациям, активно действующим на этом рынке — то есть торгующим лицензиями на принадлежащие им результаты интеллектуальной деятельности.
В мире достаточно широко распространена практика предоставления специальных льгот для владельцев прав на интеллектуальную собственность (так называемый режим IP Box, или «патентной коробки») для стимулирования развития инноваций на определенной территории.
Поскольку права на объекты охраны промышленной собственности (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных) уже давно освобождены от НДС, единственным весомым налогом, уплачиваемым при операциях с ними, остается налог на прибыль организаций. При сборе в бюджет данный налог по ставке 20% в общем случае подразделяется на две части: федеральная (3%) и региональная (17%).
Таким образом, законопроект дает регионам право снижать ставку налога на прибыль в своей (наиболее значимой) части по прибыли, полученной от предоставления по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности. Возможность применения данной льготы налогоплательщик получит только при условии организации ведения раздельного учета доходов от лицензирования и доходов от иных видов деятельности. Но это обычное правило предоставления подобных льгот.
Вместе с тем сложно предсказать, насколько данная налоговая льгота будет востребована отечественным бизнесом в случае принятия этого законопроекта. Это связано с рядом следующих факторов.
Во-первых, данный закон лишь даст право российским регионам принимать свои законы о снижении региональной части ставки налога на прибыль. Воспользуются ли регионы этим правом в нынешней достаточно непростой ситуации с доходами бюджета — вопрос открытый. Как показывает практика, многие регионы неохотно идут на предоставление льгот по своей части налога на прибыль организаций, поскольку этот налог является одним из наиболее весомых источников пополнения регионального бюджета.
Во-вторых, множество компаний инновационного сегмента экономики уже так или иначе пользуются льготами по налогу на прибыль, например становясь резидентами технико-внедренческих особых экономических зон или территорий опережающего развития. Кроме того, для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, установлены весьма обширные отраслевые льготы по налогу на прибыль организаций, которыми такие компании активно пользуются. Подпадают под действие этих отраслевых льгот и операции по предоставлению лицензий на программы для ЭВМ и базы данных.
Во-третьих, востребованность данной льготы будет напрямую зависеть от того, насколько существенно соответствующий регион решит сократить свою часть налоговой ставки. Опыт применения иных региональных налоговых льгот по налогу на прибыль показывает, что незначительное (на несколько процентных пунктов) снижение ставки не стимулирует значительное количество налогоплательщиков к переносу своей деятельности на территорию соответствующего субъекта РФ или организации там нового бизнеса.
Комментарий эксперта
Предлагаемые изменения ограничивают право субъектов РФ самостоятельно формировать перечень видов РИД, к доходам от предоставления прав использования которых будет применяться льготная ставка налога на прибыль. Теперь этот перечень будет закреплен в НК РФ и им же будет ограничен перечень налогоплательщиков, которые могут пользоваться льготой.
Одновременно законодатель предлагает расширить формулировки закона, разрешив применение льготной ставки для ситуаций предоставления права использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, зарегистрированных на территории иностранных государств (при том условии, что патентообладателем является российская организация). Соответственно, будет возможно применение льготной ставки налога на прибыль для доходов, полученных российской компанией-патентообладателем от предоставления права использования изобретения, охраняемого патентом на территории, например Австралии.
Это изменение в перспективе может сделать Российскую Федерацию привлекательной юрисдикцией для структурирования центров управления правами на ИС в различных странах и регионах.
На текущий момент, однако, речь скорее идет о продолжающемся ряде мер стимулирования патентной активности российских компаний-разработчиков, в том числе за счет снижения налогового бремени в ситуациях распоряжения правами на ИС. Фактически патентная активность российских компаний за рубежом до сих пор не столь велика, и улучшение налогового климата в том числе может способствовать расширению патентной охраны отечественных разработок.
Комментарий эксперта
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в ряде государств используется механизм «патентной коробки», подразумевающий снижение налоговой ставки на прибыль, полученной от лицензирования патентных прав. Такой механизм реализации налоговой политики направлен на поддержку инновационного развития в технической сфере, содействие коммерциализации интеллектуальных прав, повышению активности в патентовании новых разработок и формированию развитого лицензионного рынка.
Механизм «патентной коробки» довольно популярен в европейских странах. Показателен в этом плане опыт Великобритании. Механизм «патентной коробки» используется в Великобритании с 2013 г. и предполагает снижение налоговой ставки по налогу на прибыль до 10% (на дату введения такого механизма основная ставка составляла 23%)1.
Кроме того, налоговая льгота может быть предоставлена в случае, если выдается исключительная лицензия, предусматривающая эксклюзивность на территории всей страны, а не ее части и включающая правомочие лицензиата преследовать в судебном порядке нарушителей патентов2.
Однако применение механизма «патентной коробки» потенциально может повлечь злоупотребления при использовании льготной ставки. В связи с чем концептуальная позиция ряда государств, а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключается в том, что налоговые льготы должны зависеть от доли расходов компании на исследования и развитие (R&D)3.
Стоит отметить, что в 2021 г. уже вносились изменения в ст. 284 НК РФ, закрепляющие льготы в отношении «внутренних» лицензионных платежей: субъекты РФ получили право устанавливать льготные ставки, но пользуются этим правом не очень охотно, боясь недополучить поступления в бюджет региона.
Тем не менее расширение налоговых льгот при лицензировании интеллектуальной собственности, в том числе при работе с зарубежными контрагентами на международных рынках, вполне может повысить интерес к патентованию российских разработок, в том числе за рубежом, и дать толчок развитию лицензионного рынка. Тем более в законе не устанавливается особых требований к выдаваемым лицензиям: для того чтобы получить льготу, можно выдать как исключительную, так и неисключительную лицензию, не ограничиваясь конкретным набором правомочий лицензиата.
1 https://www.gov.uk/guidance corporation-tax-the-patent-box https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/8151....
3 https://www.pinsentmasons.com/out-law/news/uk-to-modify-patent-box-in-line-with-oecd-recommendations.
Комментарий эксперта
Одним из результатов данного изменения является то, что для оптимизации расходов иностранные компании, уплачивающие налоги на территории РФ, смогут передать свои объекты интеллектуальной собственности российским предприятиям-партнерам.
С другой стороны, некоторые иностранные компании уже покинули российский рынок, в том числе прекратив поддержание прав на объекты интеллектуальной собственности, а значит, ужесточение налогового режима для иностранных правообладателей, которые еще остались на рынке, снизит привлекательность российского рынка.
По нашему мнению, в данной ситуации ограничение налоговых преференций только российскими компаниями, в нынешней политической и экономической ситуации не совсем рационально для сохранения, в том числе привлекательности российского рынка для иностранных правообладателей, более того, такие льготы ранее уже существовали для всех компаний-налогоплательщиков. Скорее, необходимо было ограничить преференции только российскими организациями для получения льгот именно от лицензирования зарубежных патентов.
В отношении уточнения объектов, по которым регионы могут устанавливать пониженную налоговую ставку, — это, несомненно, положительный шаг для лицензирования российскими компаниями отечественных технологий в отношении полученных иностранных патентов, тем более что на данный момент у российских патентообладателей есть некоторые опасения, а также препятствия для использования и распоряжения своими правами на территории иностранных государств, а расширение перечня патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ, должно стимулировать российские компании на получение как минимум евразийских патентов на изобретения и промышленные образцы.
Комментарий эксперта
Законодатель через совершенствование налогового законодательства планирует дополнительно стимулировать хозяйствующие субъекты к распоряжению и эффективному управлению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Причем это станет возможно на основании охранных документов, выданных не только отечественными ведомствами, но и иностранными. За счет широкого перечня объектов интеллектуальной собственности и низкой налоговой ставки на прибыль, полученной от их использования, законодатель пытается создать привлекательную технологичную юрисдикцию (так называемую «патентную коробку» — patent box) в том числе и для зарубежных компаний, мотивируя их работать на территории России.
В условиях ограниченного доступа к иностранным разработкам и технологиям данные инициативы выглядят обоснованно.
Комментарий эксперта
Прежде всего следует обратить внимание на действующую редакцию п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ, где нет конкретного перечня результатов интеллектуальной деятельности, при передаче прав на которые субъекты РФ могут устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль, что само по себе предполагает применение данного пункта ко всем результатам ИД, указанным в ст. 1225 ГК РФ. Сейчас же законодатель ограничивается лишь изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, селекционными достижениями, программами для ЭВМ, базами данных и топологиями интегральных микросхем. Поэтому представляется сомнительным говорить о «расширении» перечня РИД, на которые будет распространяться право субъектов РФ снижать налог на прибыль организаций.
Изменения являются еще одной дополнительной мерой поддержки российских компаний, которые являются правообладателями объектов интеллектуальной собственности. Регионы и раньше могли вводить данные льготы, однако теперь субъекты, на которых может распространяться льгота, также сокращаются — российские организации.
Отметим, что изменения предполагают расширение скорее в том плане, что льгота будет распространяться на объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых выданы патенты международными организациями или иностранными патентными ведомствами в связи с тем, что исключительные права имеют территориальный принцип и требуют обеспечения правовой охраны отдельно на территории каждого из возможных государств (юрисдикций), в которых правообладателю требуется правовая охрана его технологии. На данный момент изменяемый пункт применим только к результатам ИД, зарегистрированным в Роспатенте.